Время новостей
     N°117, 07 июля 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  07.07.2004
Иван Таранов может спать спокойно
Депутаты решили пока не ограничивать рекламу пива на телевидении
В ближайшее время никто не помешает пивоварам соблазнять граждан своей продукцией с помощью телевизионной рекламы. Сегодня, правда, депутаты Госдумы, как неделю назад обещал сам спикер Борис Грызлов, рассмотрят в третьем чтении законопроект, предлагающий значительно ограничить рекламу пива на телевидении. Однако закон будет отклонен и возвращен к процедуре второго чтения. Об этом вчера после заседания совета Госдумы заявила первый вице-спикер нижней палаты Любовь Слиска («Единая Россия»).

«В том виде, в каком законопроект представлен сейчас, он ничего не решает, и он может вызвать еще большие коррупционные моменты», -- заявила г-жа Слиска. Коллеге вторил вице-спикер Думы от фракции «Единая Россия» Олег Морозов, обеспокоенный наличием в законопроекте «коррупциогенной составляющей». На эту зловредную составляющую ополчилась также парламентская комиссия по противодействию коррупции. Не может не умилять следующее заключение ее экспертов: «Есть веские основания полагать, что более глубокая экспертная проработка законопроекта приведет к выявлению в нем и других положений коррупционного характера». Иными словами, бдительные думские аналитики не выискали в законопроекте «других коррупциогенных положений», но носом чуют, что коррупционная пена в антипивном законе должна быть.

«Что там такого коррупционного? Не знаю», -- недоумевал в беседе с корреспондентом газеты «Время новостей» автор законопроекта, депутат фракции «Единая Россия» Анатолий Аксаков. Самое главное обвинение против антипивного законопроекта сводится к тому, что он «содержит размытые, субъективно оценочные критерии, которые не имеют четких правовых границ». Дескать, субъективные критерии позволят чиновникам по своему усмотрению судить о тонкостях пивного пиара и взимать мзду с компаний, чьи ролики все-таки попадут на экран. Г-н Аксаков, однако, с такой трактовкой не согласен: «Проблема не в самой рекламе, а в пропаганде пивного образа жизни. Надо совершенно четко прописать в законопроекте: можно рекламировать только бренд компании, нельзя использовать в рекламе образы людей и животных. Именно так поступают во многих зарубежных странах».

Хотя понятие «пивной образ жизни» и не имеет четких правовых границ, проблема признана на государственном уровне. Директор НИИ системного анализа при Счетной палате Сергей Шахрай, с одной стороны, раскритиковал законопроект г-на Аксакова, с другой -- отметил: если алкоголь и сигареты можно покупать только совершеннолетним, то вот пиво по закону разрешается продавать хоть дошкольникам. «Представляется, что при абсолютной доступности пива для несовершеннолетних подход к рекламе данного продукта должен осуществляться с соблюдением не менее, а, может быть, и более строгих правил и ограничений, которые установлены для табачной и алкогольной продукции», -- дипломатично резюмировал г-н Шахрай.

Однако не факт, что его голос будет услышан. Так, г-жа Слиска, сославшись на неведомых «экспертов», уже заявила, что «очень трудно определить влияние рекламы на то, больше или меньше пьют слабоалкогольные напитки несовершеннолетние». После этих слов остается только удивляться, зачем пивовары крутят по центральным телеканалам дорогущие ролики, если эти ролики, как уверяет г-жа Слиска, не влияют на потребление пенного напитка.

Анатолий Аксаков не сомневается, что к «развороту» его законопроекта приложило руку притаившееся в Думе пивное лобби. Чтобы отвести от своих коллег подобные «коррупционные» подозрения, Олег Морозов пообещал, что закон будет «в целом» непременно принят до конца этой сессии. В следующий раз думцы рассмотрят его 30 июля, уже с поправками. А заодно парламентская антикоррупционная комиссия решила лишний раз проштудировать все внесенные в Госдуму законопроекты, которые призваны ограничить рекламу пива и табака. Вдруг там тоже отыщутся лазейки для мздоимцев.

Любопытно, что править закон будет комиссия во главе с вице-спикером Думы Владимиром Жириновским. Водка «Жириновский» есть, а пива «Жириновский» нет. Выводы делайте сами. А пока пивовар Иван Таранов может спать спокойно.

Наталья РОЖКОВА