Время новостей
     N°93, 30 мая 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.05.2001
С Кораном и Конституцией
Российские мусульмане нелояльны только в «женском вопросе»
Вслед за Русской православной церковью социальную доктрину приняли на днях мусульмане европейской части России. На 45 страницах этого документа излагаются нормы жизни верующих в светском обществе со ссылками на Коран и изречениями пророка Мухаммеда, дается информация о традиционных течениях ислама, об отношении к другим религиям, экстремизму, армии и правоохранительным органам. Однако авторы программы отрицают, что она является своего рода ответом РПЦ. «Наши основные положения готовились еще до того, как появилась программа православной церкви, -- сообщил корреспонденту газеты "Время новостей" бывший православный священник, принявший ислам, Али Вячеслав Полосин. -- Для российских мусульман более актуально, чем для представителей других религий, сегодня стоит вопрос официального определения отношения к немусульманскому миру. Если программа РПЦ была рассчитана на понимание верующими, то мы создавали нашу для людей, далеких от ислама, чтобы развеять мифы и откровенную клевету».

Видимо, поэтому целые две страницы программы отводятся проблеме ваххабизма. «Европейские» мусульмане решили от него откреститься и попросту осудить экстремизм. «Ваххабизм -- термин не мусульманский, -- пояснил Али Вячеслав Полосин. -- А экстремизм, который присущ последователям Мухаммеда Абдула Ваххаба, вообще находится за рамками ислама. Могут быть разные интерпретации сражения за веру, но убийство мирных жителей, торговля наркотиками, использование рабского труда -- это неприемлемо».

Согласно шариату правоверные, живущие в немусульманском государстве, строят с ним отношения на основе договора. Таким договором для российских приверженцев ислама является Конституция 1993 г. Лидеры мусульман обещают не призывать единоверцев к гражданскому неповиновению и подчеркивают, что принятая концепция -- это призыв к лояльности на основе взаимного соблюдения закона.

Едва ли не единственное место в доктрине, где можно усмотреть противоречия с российским законодательством, -- вопрос о многоженстве. Социальная концепция российских мусульман подтверждает, что исповедующий ислам мужчина может иметь четырех жен. «Мы считаем, что привнесенное из одной религии правило не стоит распространять на представителей другого вероисповедания», -- говорит Али Вячеслав Полосин. Более того, как говорится в программе, "обязательная моногамия... не может привести к возникновению любви и гармонии в браке и способствует неофициальной полигамии, при которой процветают многочисленные социальные пороки, а права женщины никак не защищены".

Кирилл ВАСИЛЕНКО