Время новостей
     N°93, 30 мая 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.05.2001
Виртуальная эйфория
Недавнее крушение NASDAQ не смогло охладить эйфорию российских менеджеров по поводу возможностей электронной коммерции. Даже на фоне оптимизма европейских топ-менеджеров ведущих традиционных компаний и электронных торговых площадок оценки россиян производят впечатление либо неинформированности, либо завышенных ожиданий.

Представляя вчера в Москве посвященное рынку электронной коммерции исследование The Boston Consulting Group (BCG), консультант компании Соня Копп сказала газете «Время новостей», что в компании объясняют ожидания российских менеджеров отсутствием информации или недостаточной «рациональностью мышления».

В отличие от европейских коллег, примерно четверть которых предположили, что к 2004 году добавочная стоимость (прибыль), полученная их компаниями за счет e-commerce, составит 1--5% (еще четверть -- 6--20%), российские менеджеры поставили в своих ожиданиях абсолютный рекорд. 14% опрошенных считают, что через три года добавочная стоимость за счет электронной коммерции «зашкалит» за 50%, а 18% полагают, что она составит 21--50%. К примеру, только 2% европейских управленцев надеются увеличить свои прибыли за счет электронной коммерции более чем на 50%.

Свое исследование эксперты BCG назвали «Традиционные компании перехватывают инициативу». Общая тенденция, выявленная при опросе более 2 тыс. европейских (включая Россию) директоров по закупкам, продажам и системам поставок, выглядит обнадеживающе.

Вице-президент BCG Генри Элкингтон отмечает, что уже около 20% менеджеров «утверждают, что начинают получать выгоды от своих прежних вложений в интернет-бизнес».

Даже после крушения надежд на «новую экономику» традиционные производители не оставили попыток получить конкурентные преимущества за счет перевода транзакций в Сеть. Если, по их оценкам, в прошлом году общеевропейский объем транзакций составлял 13 трлн евро (из них электронных -- 0,2 трлн), то к 2004 году рынок ожидает общего роста объема транзакций до 15 трлн евро, а электронных -- до 3,1 трлн при ежегодном росте их объема на уровне 99%.

По данным BCG, общий объем транзакций в России в 2000 году составил 141 млрд евро (электронных -- 0,9 млрд). Объем транзакций в 2004 году составит 186 млрд евро, а менеджеры ожидают, что в электронной форме будет проведено операций на сумму 22,3 млрд евро, т.е. ежегодный прирост будет находиться на уровне 123%.

Анализ действующих и анонсированных в России торговых площадок (около 50) показывает, что так же, как и в Европе, их развивают традиционные компании. Различие состоит в том, что там на первом месте стоят фирмы, работающие в коммунальной энергетике. У нас же располагают средствами на развитие e-business компании химии и нефтехимии (7 действующих проектов и 2 анонсированных), металлургии и машиностроения (6 и 2), сырьевые (7), электрического и электронного оборудования (6 и 1), строительства (3), страхования (3) и по одной у предприятий фармацевтики, деревообработки, транспорта.

В BCG подчеркнули, что в России не оправдались надежды на создание горизонтальных торговых площадок по закупкам непрофильных товаров (например, канцтоваров и оргтехники) с участием «голубых фишек». Даже на одном рынке корпорации предпочитают создавать собственные закупочные системы, «чтобы не делиться с конкурентами», сказала г-жа Копп.

В компании IBS, заключившей в прошлом году соглашение об использовании технологий одного из лидеров рынка программ для торгово-закупочных площадок -- Commerce One (C1), в целом согласны с этой точкой зрения, считая, что шансы на наибольший успех есть у проектов, инициированных ведущими российскими промышленными компаниями. Начальник отдела маркетинга департамента корпоративных интернет-технологий IBS Алексей Морозов подтвердил, что от идеи горизонтального проекта пришлось отказаться, потому что «российские собственники готовы инвестировать в те проекты, которые будут повышать рентабельность их компаний и в то же время будут полностью ими контролироваться». "В настоящий момент совместно с нашими клиентами мы рассматриваем возможности использования решений С1 в проектах по созданию корпоративных торговых площадок, -- сказал он. -- Многие корпорации рассматривают также возможности альянсов, но такие масштабные проекты предполагают взвешенный подход и серьезный, длительный переговорный процесс».

Александр ЛЕВИНСКИЙ