|
|
N°116, 06 июля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Корейский дебют Лаврова
Ким Чен Ир любит играть в шахматы
Председатель государственного комитета обороны Северной Кореи Ким Чен Ир будет играть в русские шахматы. Комплект гжельских фигурок для игры подарил вчера руководителю КНДР глава российского МИДа Сергей Лавров. Северокорейский лидер принял российскую делегацию в своей резиденции "Тэдонган" в 30 км от столицы Пхеньяна.
62-летний Ким Чен Ир, по словам очевидцев, был очень доволен. Вообще-то он аскет: не носит ни часов, ни украшений, ни дорогих костюмов -- только примелькавшийся уже серый френч. Но шахматы его хобби. К тому же подарок намекал на сложную партию ядерного кризиса, которую Ким Чен Ир удачно разыгрывает с США и соседями.
Следующий ход пхеньянский лидер сделает в сентябре, когда в Пекине состоится четвертый раунд шестисторонних переговоров по этой проблеме. В них участвуют обе Кореи, Россия, США, Китай, Япония. На предыдущем, третьем раунде в конце июня главе КНДР удалось если не провести свою пешку в ферзи, то по крайней мере добиться преимущества.
США немного смягчили позицию и больше не требуют решить ядерную проблему сразу. Теперь с ней будут разбираться поэтапно и комплексно, в чем и состояла идея России. Сергей Лавров вчера заявил, что Москва поддержала КНДР в том, чтобы "на первом этапе был взят за основу принцип замораживания в обмен на компенсации". Иными словами, КНДР получит материальную помощь не за демонтаж ядерного комплекса, как того хотели американцы, а за простую приостановку атомных разработок.
Помогать Ким Чен Иру должны будут все партнеры по шестисторонним переговорам, в том числе и Россия. По данным "ВН", наша страна могла бы поставлять в Северную (и, возможно, в Южную) Корею электроэнергию с Бурейской ГЭС, расположенной в Амурской области. В КНДР постоянно идут веерные отключения электричества, Пхеньян вечером погружается во тьму. Вопрос в том, кто будет оплачивать поставки российской энергии.
На этом подарки не закончились -- со дня на день корейцы ждут прибытия из России гуманитарного груза. Это 35 тыс. тонн пшеницы. Однако коммерческий товарооборот между нашими странами очень невелик. Как сообщили "ВН" в аппарате торгового советника России в Пхеньяне, в прошлом году он составил лишь 130 млн долл. Предстоит урегулировать проблему северокорейского долга нашей стране -- это почти 5 млрд долларов.
В августе специальная рабочая группа «шестерки» будет решать, кто и как сможет проверить, заморозила ли Северная Корея свои ядерные объекты -- если это случится. Обычно проверкой занимаются инспекторы Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), с которым Пхеньян прервал всякие отношения. Россия, как заявил вчера Сергей Лавров, считает, что "в рамках окончательных договоренностей надо обязательно подтвердить право КНДР на мирное развитие ядерной энергетики". Но для этого Пхеньян должен вернуться в рамки действия Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и сотрудничества с МАГАТЭ. "У корейских друзей есть понимание такой позиции России", -- заявил г-н Лавров и добавил, что Ким Чен Ир «выразил признательность за послание Владимира Путина», привезенное ему главой российского МИДа.
В обмен на замораживание подозрительных ядерных объектов Пхеньян должен получить от США гарантии ненападения. При этом Северная Корея уже не настаивает на заключении с американцами именно договора о ненападении. Теперь возможны и другие формы гарантии, но все-таки они должны быть письменные. Конкретно обо всем этом еще будут договариваться в августе и сентябре. "С председателем госкомитета обороны мы обсудили дальнейшие пути продвижения шестисторонних переговоров", -- резюмировал вчера Сергей Лавров, подчеркнув, что "на третьем раунде в июне были позитивные подвижки".
Елена СУПОНИНА, Пхеньян--Москва