Время новостей
     N°116, 06 июля 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  06.07.2004
С семи до одиннадцати
Шереметьево снова ограничивает чартерные полеты
Администрация аэропорта Шереметьево намерена с 1 августа перенести чартерные рейсы на ночное время, объясняя это нехваткой мощностей для обслуживания регулярных авиаперевозчиков, прежде всего «Аэрофлота». «Гонения» на чартерные компании в той или иной форме происходят в Шереметьево каждое лето как минимум четвертый год подряд. Они неизменно вызывают бурный протест со стороны не только чартерных компаний, но и их клиентов -- туристических фирм. Вчера Российский союз туриндустрии (РСТ) уже пообещал обжаловать последнее распоряжение Шереметьево в антимонопольных органах.

Как сообщила вчера газете «Время новостей» пресс-секретарь Шереметьево Анна Захаренкова, авиакомпаниям, выполняющим чартерные рейсы из аэропорта, направлено уведомление, что после 1 августа такие рейсы будут «ограничены» в период с 7 до 23 часов московского времени. Дневные чартеры компаниям предложено перенести на ночное время. По словам г-жи Захаренковой, аэропорт стремится полностью «расчистить» светлое время суток от чартеров. Но переговоры по этому поводу, сказал она, будут проведены с каждой компаний индивидуально: «Не исключено, что кто-то и останется». Она также уточнила, что мера не касается чартерных рейсов иностранных авиакомпаний.

Впрочем, в основном чартеры из Шереметьево выполняют именно российские компании -- около 80 авиаперевозчиков. Однако все вместе они дают Шереметьево только 5% годового пассажиропотока и еще меньшую долю доходов. Аэропорт между тем перегружен. При проектной мощности 9 млн пассажиров в год реально проходящий пассажиропоток достигает 11 млн человек, что создает серьезные проблемы всем работающим в Шереметьево авиакомпаниям, в том числе крупным российским и иностранным регулярным перевозчикам. Поэтому неудивительно, что сменявшие друг друга в последние годы администрации Шереметьево проводили удивительно последовательную политику «выживания» чартерных компаний (как наименее ценных клиентов) из аэропорта. Единая по сути, в разные годы эта политика проявляла себя в разных формах -- обычно вводили разные дополнительные сборы с «чартерников» и запрещали им летать в удобные утренние и дневные часы.

По неофициальным данным, последнее наступление аэропорта на чартерные компании связано с расширением деятельности самой крупной в Шереметьево авиакомпании -- «Аэрофлота». Начальник центра общественных связей аэропорта Ангелина Матросова сообщила вчера Интерфаксу, что с начала летнего сезона «Аэрофлот» «увеличил пассажирские перевозки на 30%». Это означает, что практически весь прирост пассажиропотока аэропорту в этом году обеспечен «Аэрофлотом». По официальной статистике, этот прирост за пять месяцев года составил 16,3%, а на долю «Аэрофлота» приходится примерно 45% шереметьевских пассажиров.

В то же время, по словам г-жи Матросовой, некоторые чартерные компании не используют выделенные им квоты, и логично им эти квоты урезать. В качестве примера она привела две компании: «Атлант-Союз», которая в июне из 70 заявленных чартерных рейсов выполнила только 49, и «Континентальные авиалинии» -- 133 полета из заявленных 154. Обе упомянутые компании не согласились с точкой зрения администрации аэропорта и вчера сообщили газете «Время новостей», что «будут разбираться». Замгендиректора по пассажирским перевозкам «Атлант-Союза» Олег Колтунов заявил газете, что цифры г-жи Матросовой недостоверны, на самом деле рейсов выполнено гораздо больше. В «Континентальных авиалиниях» согласились, что сокращение июньской программы полетов имело место, однако утверждали, что это было сделано по просьбе аэропорта.

Пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина вчера заявила, что РСТ не согласен с решением Шереметьево по поводу чартеров и намерен немедленно направить жалобы авиационным властям и в Федеральную антимонопольную службу. «Мы воспринимаем это решение как саботаж чартерных авиаперевозок, -- сказала г-жа Тюрина, -- и намерены бороться». По ее словам, ограничения на чартеры «наносят удар не только по авиакомпаниям и турбизнесу, но и по пассажирам».

Уверенность в своих силах защитникам чартеров придает прошлогодний опыт. В июле 2003-го по их жалобе Федеральная энергетическая комиссия России обязала Шереметьево отменить ранее введенные сборы с пассажиров чартеров.

Михаил КУКУШКИН