|
|
N°116, 06 июля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Неустановленное покушение
Оправданным военным разрешили требовать извинений и компенсаций
Московский окружной военный суд (МОВС) вчера оправдал пятерых военнослужащих внутренних войск МВД, обвинявшихся в покушении на убийство крупного столичного предпринимателя. Приговор последовал после оправдательного вердикта присяжных заседателей, которые поверили в алиби подсудимых и признали их невиновными в совершении покушения. Основанием для освобождения обвиняемых стало и то, что не было установлено само событие преступления. Сторона обвинения считает, что вердикт основан на эмоциях, а не на доказательствах и готовит кассационное представление в Верховный суд.
Заместитель командира роты в/ч 5380 Александр Демченко, начальник продсклада части старший прапорщик Анатолий Богданов, рядовые Руслан Молоканов и Вячеслав Хаяркин и уволенный в запас рядовой Артем Соколов обвинялись в том, что «из корыстных побуждений, по найму не установленных следствием лиц» совершили покушение на гендиректора одного из крупнейших рекламных агентств News Outdoor Russia Максима Ткачева. Покушение произошло 3 июня 2002 года. Г-н Ткачев получил огнестрельное ранение в область груди, когда заходил в здание ЦКБ «Алмаз» на Ленинградском шоссе, где находится офис News Outdoor Russia. Организатором покушения посчитали Александра Демченко. Именно он, по версии обвинения, получив от так и не установленного лица "крупную сумму", с помощью посулов и угроз привлек своих четверых подчиненных для выполнения «заказа» и распределил между ними роли. В частности, как считали следователи, Богданову досталась роль водителя -- он доставил Молоканова, Хаяркина и Соколова к офису Ткачева и выдал им желтые майки и кепки распространителей рекламы. Молоканов вел наблюдение за автостоянкой и, как только директор агентства припарковал там свою машину, сообщил об этом по мобильному телефону Соколову и Хаяркину, дежурившим у главного входа в ЦКБ «Алмаз». Когда г-н Ткачев вошел в подъезд, к нему подошел Соколов и произвел один выстрел в грудь. Хаяркин же стрелять не стал, а побежал к машине Богданова, на которой все подозреваемые скрылись. Изложенная версия событий основывалась в том числе и на признательных показаниях Молоканова, Хаяркина и Соколова, данных во время следствия. Однако позднее все они заявили, что не участвовали в покушении, а показания дали под давлением следователей. «Несмотря на то что защита заявляла о допущенных нарушениях во время следствия, все доказательства по делу были признаны судом допустимыми. Но когда присяжным была продемонстрирована видеозапись с признанием Хаяркина в совершении преступления, было хорошо заметно, что он читает текст, который написали за него», -- заявил газете «Время новостей» адвокат Максим Мищуков после оглашения приговора.
Во время слушаний в МОВС, которые по настоянию адвокатов проходили в закрытом режиме, подсудимым удалось убедить присяжных в своем алиби. Вячеслав Хаяркин заявил, что в день, когда было совершено покушение, его вообще не было в Москве -- он находился у себя дома в Тверской области, где, по словам г-на Мищукова, встречался со школьными друзьями, и, «слегка перебрав», они побили стекла в здании школы. Остальные обвиняемые в тот день якобы выполняли свои обязанности в военной части. Судья Сергей Седов решил оправдать пятерых военнослужащих в связи с тем, что «не установлено событие преступления», а также на основании оправдательного вердикта присяжных. При этом он объявил оправданным, что они имеют право требовать возмещения материального вреда, причиненного из-за уголовного преследования, а именно -- потери в зарплате, процессуальные издержки и суммы, потраченные на оказание юридической помощи. Кроме того, все пятеро имеют право взыскать компенсацию морального вреда и требовать принесения извинений от прокурора. Правда, никто из них извинений не хочет, хотя им пришлось провести в заключении 11 месяцев. «Мы будем требовать выплаты нам зарплаты, а на счет извинений и компенсации морального вреда мы подумаем, хотя нам в принципе это не нужно», -- заявил журналистам Александр Демченко. Между тем заместитель военного прокурора города Олег Борисов, представлявший в суде обвинение, с таким приговором не согласен. «Гособвинение относится с уважением к вердикту присяжных и к приговору суда. Но прокуратура оставляет за собой право обжаловать приговор, что мы и сделаем в ближайшее время. Мы считаем, что вердикт присяжных был основан на эмоциях, а не на представленных доказательствах», -- заявил г-н Борисов. Он также подчеркнул, что никакого давления на подсудимых на стадии предварительного следствия и во время суда со стороны прокуратуры не оказывалось.
Екатерина БУТОРИНА