|
|
N°115, 05 июля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Поиски проблесков
Генпрокурор устроил подчиненным очередной летний погром
Настоящий разгром руководству ряда региональных прокуратур учинил в пятницу генпрокурор Владимир Устинов на внеплановой коллегии своего ведомства. В первую очередь досталось представителям Ярославской области, Алтайского края и Ингушетии. И если глава прокуратуры первого региона уже оставил свой пост, то решения по его неудачливым коллегам, видимо, последуют в ближайшее время.
Так уж сложилось, что последние годы Генпрокуратура собирает летом внеплановые коллегии, посвященные неудачной работе прокуроров того или иного региона. В прошлом июле обсуждались итоги проверки прокуратуры Москвы. На этот раз речь шла о Ярославской области, Алтайском крае и Ингушетии. Проверка прокуратур этих регионов, по словам Владимира Устинова, показала, что «для иных важнее занять должность, а не организовать работу, -- сидит такой прокурор в кресле, от сознания собственной важности раздувается». После этого он перешел к персоналиям. В частности, ревизия Генпрокуратуры обнаружила, что в действиях теперь уже бывшего прокурора Ярославской области Эдуарда Фролова «не было проблесков осмысленной работы». Тут и бездействие прокуратуры в отношении милиции, укрывающей преступления (в результате проверки выявлено более 1000 таких фактов, в том числе 66 убийств), и незаконные расследования 84 уголовных дел в отношении руководителей предприятий и организаций. В результате г-н Фролов подал в отставку, или, как выразился Устинов, ушел, «чтобы не нести ответственности за провалы».
«Но если в Ярославской области прокурор занимал должность два года, то в Республике Ингушетия Магомет Белхороев в должности более шести лет, -- перешел генпрокурор к другому региону. -- Кстати, где прокурор республики? Болеет? Понятно». По словам г-на Устинова, только за неделю работы бригада Генпрокуратуры обнаружила в Ингушетии 53 укрытых преступления, а еще 30 материалов направлены на проверку. «Розыск преступников в республике организован плохо, взаимодействие следователей и оперативников нулевое. О волоките, процессуальных нарушениях я уже не говорю», -- отметил генпрокурор.
«Однако больше всего удивил прокурор Алтайского края Юрий Параскун (он тоже отсутствовал на коллегии, сославшись на болезнь. -- Ред.), -- продолжил г-н Устинов. -- На каком-то этапе он утратил чувство реальности, возомнил из себя непогрешимого вершителя судеб. С его согласия или по прямому указанию работники краевой прокуратуры, районные и городские прокуроры систематически незаконно возбуждали и расследовали уголовные дела в отношении предпринимателей». Всего проверяющие выявили свыше 200 таких дел. «Прокуратура из государственного органа правоохраны превратилась в машину силового давления на отдельные коммерческие структуры и местных предпринимателей», -- подытожил генпрокурор ситуацию в Алтайском крае.
Досталось от г-на Устинова и прокурору Московской области Ивану Сыдоруку. Правда, по нашей информации, вопрос о его отставке пока не стоит. «За десять месяцев прокурор удосужился побывать всего в 25 районах Московской области из 60, -- отметил г-н Устинов. -- Говорит, мол, нет времени. Общей картины того, что творится в области, нет. Нормальный анализ появился только тогда, когда Ивану Ивановичу пришлось почти на пальцах объяснять, как и что нужно сделать».
После критики генпрокурор Устинов поставил региональным прокурорам основные задачи на ближайшее время: усилить надзор за регистрацией преступлений; более строго разбираться с теми, кто вовремя не платит гражданам зарплату; заставить органы власти на местах подготовить все необходимое к отопительному сезону; прикладывать больше усилий по профилактике преступлений; лично следить за ходом расследования уголовных дел, находящихся у подчиненных.
Затронул Владимир Устинов и тему нарушений в армии (министр обороны Сергей Иванов присутствовал на коллегии). По словам генпрокурора, военкоматы зачастую призывают в армию явно больных юношей. Не лучше дело и с набором контрактников. «Дошло до того, что, например, в объединенной группировке войск из четырех тысяч контрактников по морально-деловым качествам, то есть как раз из-за отсутствия этих качеств, досрочно уволены две тысячи человек. И это в войсках, решающих боевые задачи! -- отметил генпрокурор. -- А стоило чуть копнуть ход реализации федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты», вскрылся целый пласт махинаций. Сертификаты незаконно выдавались налево и направо. Ущерб исчисляется сотнями миллионов рублей».
Завершил речь г-н Устинов темой подготовки закона о прокуратуре РФ: «С проектом депутата Похмелкина эпопея закончилась. В мае его вариант закона Госдумой официально отклонен. Наш проект в новой редакции закона готов. В него вошли процессуальные новации о месте и роли прокурора в уголовном, гражданском, арбитражном процессах. Расширен круг объектов надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов -- все федеральные органы государственной власти, кроме президента Российской Федерации, Федерального Собрания, федеральных судов и мировых судей. Претерпели изменения структура и размер денежного содержания прокурорских работников». Однако с этим законом, по информации газеты «Время новостей», возникли небольшие сложности. Дело в том, что сейчас одновременно подготовлен и проект закона «О правоохранительной службе РФ», где среди прочего прописаны положения, касающиеся прокуратуры. В частности, регламентировано прохождение службы сотрудниками прокуратуры, присвоение им чинов и т.д. В этих моментах два закона пересекаются, и теперь надо устранить противоречия. Причем, как считает Владимир Устинов, поскольку «служба в органах прокуратуры, являясь особым видом государственной правоохранительной службы, имеет свою специфику, то должна регламентироваться федеральным законом «О прокуратуре РФ».
Александр ШВАРЕВ