|
|
N°115, 05 июля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«У ЮКОСа нет денег, чтобы платить Кудрину зарплату»
Спасая компанию, Виктор Геращенко посоветовал министру финансов искать другое место работы
Стремительно развивающиеся события вокруг ЮКОСа привели к тому, что головной офис компании фактически был захвачен силовыми структурами, а глава совета директоров ЮКОСа Виктор Геращенко в сердцах фактически посоветовал министру финансов Алексею Кудрину уйти в отставку: "Как он сейчас будет выкручиваться из этой ситуации, когда фактически речь идет о приостановлении деятельности компании, я не знаю. Придется, наверное, искать новое место работы".
В субботу сотрудники Генпрокуратуры и МВД неожиданно пришли в офис ЮКОСа за новой порцией документов по делу о неуплате налогов «дочкой» компании -- «Самаранефтегаз». Здание было окружено милицией, а представители Генпрокуратуры некоторое время оставались у входа, ожидая появления кого-нибудь из руководства холдинга (в здании в выходные не было никого, кроме охраны). Потом они вошли внутрь офиса, забрали нужную документацию, а также жесткие диски из компьютеров президента «ЮКОС-РМ» Петра Золотарева, президента «ЮКОС-Москва» Юрия Бейлина, вице-президента Михаила Брудно и ряда других топ-менеджеров компании. Обыск продолжался более пяти часов и закончился поздним вечером. Пресс-секретарь ЮКОСа Александр Шадрин заявил, что обжаловать действия правоохранительных органов бессмысленно, так как делать это пришлось бы в Басманном суде Москвы. «Потом -- в рамках судебных разбирательств непосредственно по уголовным делам -- мы будем требовать, чтобы изъятые документы были признаны недопустимыми доказательствами», -- отметил он.
Новый виток обысков в ЮКОСе спровоцировало МНС, объявившее о неуплате компанией налогов за 2001 год на сумму 98 млрд руб. -- вдобавок к уже имеющимся претензиям на 99 млрд. Правда, как сообщил Интерфаксу информированный источник, руководство компании в пятницу отказалось принять акт налоговой проверки за 2001 год. По данным собеседника агентства, в пятницу с 11 до 19 часов представители МНС при поддержке МВД пытались вручить акт, но так и не смогли этого сделать. Теперь он будет направлен по почте.
В пятницу акции компании стали стремительно дешеветь, и новый председатель совета директоров ЮКОСа Виктор Геращенко попытался экстренно спасать ситуацию. Он неожиданно пришел послушать доклад главы другой нефтяной компании -- английской ВР -- лорда Джона Брауна на тему «Глобальная энергетика и роль России». Выслушав его, г-н Геращенко остался и на пресс-конференции лорда Брауна. Как заявил г-н Геращенко журналистам уже после окончания пресс-конференции англичанина, он пришел набраться у лорда опыта, «как уходить от ответов на вопросы». Однако не стал использовать этот опыт -- с журналистами общался охотно и беспрерывно предрекал ЮКОСу скорый конец.
Ведь судебные приставы, арестовав в четверг счета компании, по мнению председателя совета директоров, не только совершили «провокацию против того, что сказал президент» (о том, что российские политические и экономические власти не заинтересованы в банкротстве ЮКОСа), но и лишили компанию возможности платить экспортную пошлину. Как считает г-н Геращенко, под угрозой вся деятельность ЮКОСа -- в скором времени компания просто не сможет экспортировать нефть. «На эти счета (арестованные судебными приставами. -- Ред.) приходит выручка от продаж и через них осуществляются платежи, в том числе таможенной службе за прокачку нефти, -- сказал он. -- Если счета находятся под арестом с инкассовым требованием, то компания просто не может ничего сделать».
Правда, здесь г-н Геращенко все же несколько сгустил краски. Как заявил в пятницу вице-президент «Транснефти» Сергей Григорьев, в течение ближайших 15 дней его компания будет осуществлять прокачку нефти, сданной ЮКОСом в систему магистральных нефтепроводов, в обычном режиме, поскольку отгрузка и транспортировка нефти осуществляется по поэтапной предоплате за 10--15 дней и после ареста счетов экспорт нефти «прекратится не сегодня и не через час». Собственно, если экспорт и прекратится, то вряд ли из-за ареста счетов ЮКОСа. Ведь арестованы только счета головной компании и только в России, а счета «дочек» холдинга пока остаются в неприкосновенности. Как известно, крупнейшими добывающими «дочками» холдинга являются «Юганскнефтегаз», «Самаранефтегаз», и «Томскнефть». Правда, практика работы большинства российских нефтяников такова, что экспортером и плательщиком пошлины действительно является головная компания.
По словам г-на Геращенко, еще в четверг вечером он «звонил Дмитрию Медведеву (главе президентской администрации. -- Ред.) и Михаилу Фрадкову, говорил им о сложившейся ситуации». Правда, затем выяснилось, что на самом деле г-н Геращенко всего лишь хотел поговорить с чиновниками, но так и не смог этого сделать. «Я оставил сообщение их секретарям, но они не отзвонили», -- сказал он.
Но больше всего г-на Геращенко раздражает тот факт, что приставы не взяли в обеспечение налоговых претензий 35-процентный пакет «Сибнефти», который находится в распоряжении холдинга и оценивается, по словам председателя совета директоров ЮКОСа, в 4,2 млрд долл. Ведь это означает, что они будут выбирать для продажи другие активы, причем какие, неизвестно.
Разумеется, журналистов интересовало, не требуют ли кредиторы ЮКОСа досрочно погасить долги. Как уже неоднократно сообщалось, еще в прошлом году компания заняла 1 млрд долл. у синдиката иностранных банков и 1,6 млрд долл. у своего основного акционера-- Group MENATEP. Правда, около 500 млн долл. иностранным банкам уже вернула. Но, по словам г-на Геращенко, на досрочном погашении долга кредиторы не настаивают. «От банков пока не было сообщения, -- заявил он, -- они надеются на слова, которые десять дней назад сказал им Кудрин, -- не волнуйтесь, банкротства не будет". Тут бывший глава ЦБ и посоветовал действующему министру финансов ответить за свои слова и поискать другое место работы. Правда, к себе в компанию г-н Геращенко брать его не собирается. «У нас же теперь нет денег, чтобы ему зарплату платить», -- моментально отреагировал он на "неприличные" предположения журналистов относительно дальнейшей карьеры министра.
Однако вскоре выяснилось, что пока министру финансов все же не придется менять работу. Пресс-секретарь г-на Кудрина Геннадий Ежов заявил, что «ни десять дней назад, ни в какой другой период, ни в настоящее время министр финансов России этого не делал (то есть не выступал с такими заявлениями. -- Ред.)». Кроме того, по словам пресс-секретаря, г-н Кудрин лично вообще не занимается делом ЮКОСа, а полученное по почте письмо от компании с предложениями об урегулировании налоговой задолженности он переправил в МНС, поскольку этот вопрос не входит в его компетенцию.
Если основываться на сообщениях информагентств, то две недели назад -- вскоре после упомянутого заявления Владимира Путина, -- Алексей Кудрин повторил слова президента о том, что правительство не заинтересовано в банкротстве ЮКОСа, добавив, что между компанией и МНС «уже идет сотрудничество по возможности погашения выдвинутых обязательств». "Я думаю, что у ЮКОСа достаточно средств, чтобы уплатить эти обязательства", - подчеркнул он. О том, что думает министр сейчас, после того, как МНС удвоило сумму своих претензий к компании, не сообщалось.
В минувшую пятницу тему ЮКОСа неожиданно затронул и премьер Фрадков. Правда, никаких судьбоносных заявлений он не сделал, отметив лишь, что оснований говорить о кризисе и падении индекса РТС в связи с ситуацией вокруг компании нет. «Около 3% падения (индекс в пятницу снизился на 3,2%, а акции ЮКОСа -- более чем на 16%. -- Ред.) -- это не говорит о дестабилизации ситуации, -- подчеркнул премьер. -- Мы не драматизируем ситуацию, основания для этого нет».
Однако международное рейтинговое агентство Standard & Poor's на новые претензии МНС отреагировало крайне негативно и понизило долгосрочный кредитный рейтинг ЮКОСа сразу на три пункта -- до уровня СС, оставив его к тому же с негативным прогнозом. Так что теперь от уровня С, который означает, что компания признана банкротом, ЮКОС отделяет всего-ничего. В сообщении агентства отмечается, что оно сосредоточит внимание на том, добровольно ли произойдет банкротство ЮКОСа, возможно ли будет прийти к какому-либо двустороннему соглашению и будет ли компании позволено продавать свои активы, чтобы покрыть долг кредиторам и налоговые выплаты.
Денис РЕБРОВ, Александр ШВАРЕВ