Министр транспорта России Игорь Левитин в минувшую субботу провел совещание на Ликинском автобусном заводе (ЛиАЗ, Московская область), посвященное государственному финансированию городского транспорта. Участники совещания пришли к выводу, что отмена льгот на проезд городской транспорт страны не спасет и что государству следует восстановить прекращенное в этом году целевое финансирование производства автобусов. На совещании было также отмечено, что популярный микроавтобус «
Газель» технически удовлетворяет запросам россиян, однако не может быть терпим по имиджевым соображениям: эта машина наглядно свидетельствует о принадлежности страны к третьему миру. Большие автобусы в этом смысле вне конкуренции.
В город Ликино-Дулево, где расположен ЛиАЗ, г-на Левитина привезли, чтобы познакомить его с оптимистическим примером из деловой практики. Несмотря на выходной, все производственные цеха работали. Генеральный директор Управляющей компании «Русские автобусы» (РА) Сергей Занозин рассказал министру, что ЛиАЗ стоял до 2001 года, когда был создан холдинг РА (объединивший помимо Ликинского завода еще четыре -- ПАЗ, ГолАЗ, КАВЗ и КаАЗ).
Как сообщили газете «Время новостей» неофициальные источники на ЛиАЗе, из трех месяцев первого квартала этого года завод только один завершил с прибылью. Проектная мощность завода -- 5000 машин в год при работе в одну смену и до 8000 -- при двухсменной работе. Тем не менее достигнутый сейчас уровень производства 160--180 машин в месяц на ЛиАЗе действительно считают большим прогрессом по сравнению с тотальным простоем конца 90-х годов.
Воодушевленный увиденным Игорь Левитин отметил: «В последние годы автопромышленность в буквальном смысле возродилась». По словам министра, трудности пока сохранились в иной сфере. «Главная проблема -- отставание платежеспособного спроса от возможностей промышленности», -- указал он. В результате текущее состояние городского пассажирского транспорта страны министра встревожило: порядка 50% парка, по его словам, подлежит немедленному списанию.
Директор профильного департамента Минтранса Александр Колик обозначил болевую точку еще конкретнее. «Проблема не в технике и не в деньгах, -- сказал он, -- а в системе управления и финансирования. Она безнадежно устарела».
В этой связи г-н Колик очень одобрительно высказался о правительственной политике монетаризации льгот для населения. «Неважно, какова будет сумма компенсации (т.е. бюджетных выплат бывшим льготникам за отмену льгот. --
Ред.), -- заявил он. -- Введение принципа «каждый платит за проезд» будет настоящим прорывом для пассажирского транспорта».
Правда, в следующем абзаце своего выступления г-н Колик признал, что одним этим «прорывом», то есть отменой льгот, дела не поправишь. Ссылаясь как на российский, так и на зарубежный опыт, директор департамента высказал мнение, что для успешной работы городской транспорт следует признать «особой отраслью экономики, где принципы свободной конкуренции должны быть ограничены». Другими словами, местные власти, к компетенции которых в нашей стране отнесена организация городского транспорта, должны иметь решающее слово в вопросе о том, кого допустить к работе в этой сфере услуг, а кого нет.
И наконец, г-н Колик высказался за целевое финансирование городского пассажирского автохозяйства из федерального бюджета. Ранее такое финансирование было заложено в соответствующую подпрограмму федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002--2010 годы)», принятой при прежнем министре транспорта Сергее Франке. Г-н Колик сообщил, что на 2003 год из предусмотренных на эти цели 70 млн руб. госбюджетом реально было выделено только 7 млн. Но и эта скромная сумма имела необыкновенно благотворный эффект, так как в поддержанные государством проекты из других источников влилось целых 320 млн руб. -- «180 ликинских автобусов куплено», конкретизировал г-н Колик. А на 2004 год Министерство экономического развития и торговли заблокировало целевое финансирование этой подпрограммы, что Александр Колик считает весьма неразумным шагом. «Иногда приходится слышать, что городской транспорт находится в критическом или даже катастрофическом положении. Если брать всю систему городского транспорта с учетом частных предприятий, с такой оценкой согласиться нельзя», -- резюмировал он.
Популярный на российских улицах микроавтобус «Газель» вызвал у директора департамента следующий комментарий: «Не могу сказать, что так жить нельзя. Так живут многие страны Азии, Африки и Латинской Америки. Но мы считаем, что для России этот путь неприемлем, потому что таким образом мы никогда не сможем обеспечить пассажиру тот уровень комфорта, надежности и безопасности, который дает ему большой автобус». Собравшиеся в зале производители больших автобусов эту мысль полностью поддержали.
Министр также обещал их поддержать. В итоговом протоколе совещания записано, что на следующий год Минтранс будет добиваться возобновления целевого финансирования городского транспорта.