|
|
N°115, 05 июля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Жеребцы, президенты и первые леди
Саммит СНГ прошел на Московском ипподроме
В субботу в Москве состоялся самый неформальный из всех неформальных саммитов СНГ. Его программа, как выяснилось, была утверждена еще 30 декабря прошлого года, когда Владимир Путин одобрил проведение «Скачек на приз президента России». Это решение держали в тайне чуть ли не до самого начала лошадиного праздника, состоявшегося на Московском ипподроме. Причины такой секретности неизвестны -- хотя можно предположить, что связаны они не столько с человеческим президентским фактором, сколько с лошадиным. В конце концов собрать глав государств легче, чем обеспечить достойный уровень скакунов и даже трехмиллионный (в рублях) призовой фонд.
Не исключено и другое: после состоявшегося за неделю до этого в Стамбуле саммита НАТО, гостями которого оказались семь президентов Содружества, что дает возможность рассматривать это событие еще и как усеченный саммит СНГ (см. «Время новостей» от 2 июля), кремлевским организаторам скачек не хватало уверенности, что все «стамбульцы» будут готовы делать ставки на Московском ипподроме. Но все сложилось как нельзя удачно. До этой отважной семерки президентов, видимо, вовремя были доведены оценки натовского саммита, сделанные сразу после него ведущим околокремлевским экспертом Глебом Павловским. Мероприятие в Стамбуле было, по его словам, «бессодержательным» и ставшим поэтому «очевидной всем катастрофой для НАТО».
В такой ситуации свидетелям «катастрофы» не оставалось выбора, и все они дружно прибыли в Москву. К ним присоединились и те два президента, которые в турецкую столицу предусмотрительно не ездили, -- Армении и Узбекистана, Роберт Кочарян и Ислам Каримов. Таким образом, неформальное общение на Беговой улице объединило десять президентов Содружества. Не было только руководителей Белоруссии и Туркмении. У первого причина была вполне уважительной -- он принимал парад в Минске в связи 60-летием изгнания фашистов с белорусской земли. Что касается Туркменбаши, то он, как всегда, «хворает»... Что скрывать, это очень опечалило зрителей, ведь самым тонким и осведомленным ценителям было обещано участие в забегах знаменитых туркменских ахалтекинцев. Но отпускать в Москву жеребцов одних, без присмотра Туркменбаши, было бы рискованно. Ведь он даже своим министрам позволяет это только в исключительных случаях.
Но вернемся к тем президентам, кто, слава богу, здоров и приехал. Трое из них наблюдали за скачками вместе с супругами -- Владимир Путин, Аскар Акаев и Михаил Саакашвили. Остальных первых леди, несмотря на присланные им приглашения, на светскую тусовку мужья не взяли. Сочли, очевидно, что ходить на скачки -- дело исключительно мужское. Рассадка почетных гостей в VIP-ложе выглядела политически значимой. За одним столом с президентом России и его супругой сидели президенты Украины и Казахстана. Они внимательно изучали повестку саммита, точнее -- забегов. За соседним столом места делили президентские пары из Грузии и Киргизии. Трудно сказать, было ли это тонким замыслом организаторов или чистой случайностью, но тоже показалось значимым -- более того, миротворческим жестом со стороны Москвы.
Дело в том, что еще две недели назад в Астане киргизский президент Аскар Акаев сделал весьма недвусмысленный выпад в сторону молодого грузинского коллеги. Г-н Акаев проявил себя как яркий лидер новой волны антиглобализма, обличая «процессы хаотизации в процессе глобализации», и обвинил ответственные за это транснациональные корпорации в том, что они «питают розовые, бархатные, каштановые и тюльпановые революции». И вот теперь лидер «розовой» революции оказался за одним столом с обличителем своих «покровителей».
Как люди воспитанные, президенты на публике ничем не выдали своих отношений. Если быть совсем точным, это относится скорее к г-ну Акаеву, поскольку г-н Саакашвили, насколько нам известно, не обнаружил пока каких-либо знаков своего отношения к президенту Киргизии. А если верить людям из ближайшего окружения грузинского президента, он даже перемолвился нескольким фразами с соседом по столу. Правда, потом г-н Акаев пересел за соседний столик...
Так что можно сказать, что дебют нового президента Грузии, впервые участвовавшего в пусть неформальном, но саммите СНГ, прошел удачно. О чем президент Грузии и поделился с хозяином саммита -- президентом России. «Было очень интересно, я со многими смог пообщаться», -- заметил Михаил Саакашвили в начале встречи с Владимиром Путиным. Их беседа продолжалась более полутора часов и была, пожалуй, самым важным кулуарным событием скачек. По сведениям газеты «Время новостей», полученным из источников в грузинской делегации, президенты прошлись по всему спектру российско-грузинских отношений.
Главную нынешнюю проблему -- напряженность, возникшую вокруг Южной Осетии, -- собеседники договорились разрешать «уважительно и цивилизованно». Для Тбилиси самыми важными были слова Путина о том, что Россия признает территориальную целостность Грузии. Следовательно, полагают в Тбилиси, расчеты южноосетинских лидеров на согласие Москвы присоединить к себе мятежную автономию остаются беспочвенными.
По вопросу вывода российских военных баз и создания вместо них российско-грузинских антитеррористических центров стороны договорились продолжить консультации. Будет продолжена, причем в весьма интенсивном режиме, и работа экспертов по подготовке нового «большого» рамочного договора между Россией и Грузией. Уже в середине июля в Тбилиси состоится встреча руководителей экспертных групп -- Игоря Савольского и Мераба Антадзе. В конце июля намечена следующая встреча. В Тбилиси надеются, что текст договора будет готов уже к концу августа и ранней осенью во время визита Путина в Тбилиси может состояться его подписание.
Достигнуты подвижки и по визовому вопросу. Как известно, Тбилиси уже ввел облегченный визовый режим для россиян, визы им выдаются сразу по прибытии в грузинские аэропорты. Если верить нашим грузинским источникам, подобный режим может быть введен в ближайшее время и с российской стороны.
Ну и наконец, о главном событии саммита -- скачках. Победил на них и получил 1,5 млн руб. краснодарский жеребец Акбаш. Вторым стал Грантлед из Казахстана, завоевавший 750 тыс. руб. Третьим пришел Альсабель из Черкесии. А четвертым -- чеченец Колотомэнго. Получилось очень политкорректно.
Аркадий ДУБНОВ