|
|
N°115, 05 июля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Нольпартийная» система
До сих пор в России была одна партия, более или менее соответствовавшая этому определению, -- КПРФ. Теперь, после ее окончательно оформившегося раскола, нет ни одной. У нас сейчас "нольпартийная" политическая система.
Строго говоря, до прихода к власти Владимира Владимировича Путина в России тоже не было партийной политической системы. Единственным реальным элементом политической системы оставалась администрация президента. Там, собственно, и принимались все реальные политические решения общероссийского масштаба.
Однако после успешной организации избрания второго президента России, его администрация начала заниматься построением партийной системы. Не однопартийной, что было бы слишком явным подражанием советской империи и КПСС, а, как модно выражаться в среде политтехнологов, «полуторапартийной». Но инкубировать партии оказалось задачей гораздо более сложной, чем лидера нации. Хотя бы потому, что популярный лидер нации не возглавил партию, которой было предписано стать руководящей и направляющей силой постсоветского общества. В результате у "Единой России" есть вполне неплохие для "ребенка из пробирки" результаты двух думских кампаний, но нет никакой идеологии, никаких идей и никаких лидеров. Вообще если сравнить "Единую Россию" с человеческим организмом -- это такое достаточно бесформенное туловище без головы и гениталий.
Поскольку власть в России пребывает в твердом убеждении, что страна у нас "левая" (этот тезис не раз публично озвучивал и сам президент), для «полуторапартийной» системы было решено создать еще "полупартию" левого толка. Таковой должен был стать блок "Родина" -- организация, если продолжать аналогии с человеческим телом, с гениталиями, но без головы. То есть с животным национализмом, приправленным респектабельной государственнической риторикой. Любопытно, что на политическом поле остается и ЛДПР, по сути не сильно отличающаяся от "Родины" партия, инкубированная еще на закате СССР для безопасного "как бы противостояния" КПСС. Кстати, логика создания ЛДПР была точно такой же, как и "Родины", -- латентные националисты "из народа" нашей власти всегда были милее космополитов-западников.
Так получилось, что конструкторские усилия нынешней российской власти в сфере партийного строительства совпали с полным провалом как правых партийных проектов, так и КПРФ. В принципе в том, что политические решения в стране принимает максимум десяток людей -- будь то "ближний круг" царя, политбюро или администрация президента, -- нет ничего страшного. В конце концов в России власть практически никогда реально не избиралась народом и уж точно никогда не чувствовала своей ответственности перед ним. Плохо одно: в такой ситуации власть по определению остается чрезмерно персонифицированной.
Конечно, можно до бесконечности использовать извечный политтхенологический российский тезис про "доброго царя", которого обманывает "злое окружение", придворная челядь, но в реальности нынешняя политическая система закрепляет персональную ответственность главы государства за все без исключения события, происходящие в стране. По логике существующей политической системы лично президент увеличивает ВВП на 7% в год, но и лично президент силой отнимает ЮКОС у законных владельцев. Лично президент обеспечивает рост реальных доходов населения, но и лично президент задерживает зарплаты бюджетникам, а также заменяет льготы компенсациями.
"Единая Россия" не стала "оптовой" партией. "Родина" и КПРФ, а также провалившие думскую кампанию правые не стали партиями "розничными". Следовательно, в России не действует единственный придуманный человечеством механизм формирования ответственной власти -- политические партии. Пока он не возникнет благодаря движениям как "сверху" -- от власти, так и "снизу" -- от общества, мы по-прежнему будем шарахаться из стороны в сторону по воле "доброго царя" и его "злого окружения".
Семен Новопрудский