|
|
N°115, 05 июля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Хоть античный, но спорт
Исторический музей двинулся навстречу Олимпийским играм
Все чаще наши музейные дороги выкладывают благими намерениями и желанием чем можно соответствовать моменту. В мае-июне самые резвые внесли лепту в общее напряжение, связанное с участием России в чемпионате Европы по футболу (выставок по его итогам пока не было). Теперь настала очередь Олимпийских игр. Тут отличился Исторический музей, обратившись к самым что ни на есть истокам. Выставка «Рождение Олимпийских игр» за неимением большого числа экспонатов из столицы древних ристалищ посвящена спорту в самом широком смысле слова. То есть включая даже подвиги Геракла -- сражавшегося, конечно, с немейским львом, лернейской гидрой и прочей нечистью, но все же не за венок победителя, а исключительно отстаивая справедливость и все доброе вечное, -- некоторые же неблаговидные поступки совершал вынужденно, примерно как герои нынешних ментовских сериалов. До спорта ли ему было при такой нагрузке: двенадцать подвигов -- не шутка. Зато преуспел Геракл в телесном совершенстве. Для убедительности общеполезности спортивных состязаний на выставке представлены мраморные торсы атлетов, в основном римской работы по греческим образцам. Торсы убеждают в полезности занятий спортом и еще -- во внимании к античности, спорту и торсам былых русских олигархов: почти все хранящиеся ныне в Государственном Эрмитаже принадлежали ранее Демидовым, Юсуповым и другим звонким фамилиям. Несколько голов неизвестных бородатых богов и даже Зевса с Афиной не слишком убедительно свидетельствуют о пользе спорта и важности Олимпиад. Но выставку немало украшают.
Еще ее украшает дизайн -- трепещет как бы олимпийский огонь, бегут по стенам как бы атлеты, лежат на как бы травке обломки колонн -- почувствуйте себя в Греции! Участники проекта -- Эрмитаж, ГМИИ имени Пушкина и Краснодарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник -- старались как могли. Но самая захудалая туристическая фирма сделает это лучше. В смысле -- перенесет в Олимпию и не будет мешать в кучу разные греческие города и обычаи. Повергая зрителя в изумление загадкой на этикетке: как оказалась в кургане варвара панафинейская амфора, когда в Играх участвовали исключительно эллины? Вопрос о том, что делает награда победителю панафинейских Игр на выставке, посвященной Играм олимпийским, задавать неуместно -- какая Греция у нас есть, такую и показывают. И организаторы не виноваты, что греки проводили много разных мероприятий, связанных со спортивными упражнениями, в связи с чем возникло немало изображений, которые попадали в Россию в разные времена и в самых причудливых сочетаниях. Довольно и того, что лекифы, амфоры, килики, гидрии, кратеры и прочие расставленные в витринах красно- и чернофигурные сосуды несут нам из далеких веков сцены спортивных состязаний -- кулачных боев, борьбы, метаний копья, состязаний квадриг, бега в шлемах, прыжков с гантелями, а также сцены из жизни палестры и прочие радости.
Олимпийские игры почти всегда сопровождаются культурными программами -- так повелось с античности, тогда устраивали даже отдельные состязания для творческой интеллигенции. В этом году под Олимпиаду греки особенно старались вернуть себе часть собственного культурного достояния, особенно парфенонские мраморы из Великобритании. Выставку в Историческом музее открывал посол Греции в России -- из чего следует, что к нашим музеям претензий нет. Потому далекий от высших греческих достижений уровень экспонатов должен даже радовать -- на них никто не покусится. Хоть такая Греция -- зато своя, дворянско-причерноморская.
Фаина БАЛАХОВСКАЯ