|
|
N°115, 05 июля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Питер -- за Москву, Басилашвили -- за Воланда
Владимир Бортко не боится экранизировать Булгакова
На прошлой неделе режиссер Владимир Бортко приступил к съемкам многосерийного телевизионного фильма «Мастер и Маргарита». Выбор рискованный. Хотя попытки снять фильм по прощальному роману Булгакова предпринимались не раз, успехом они не увенчались. Более того, с иными экранизациями случились «нехорошие истории». У Элема Климова что-то не заладилось на съемках, а фильм Юрия Кары почему-то не вышел в прокат. Как тут не вспомнить о мистической ауре булгаковской книги. Но Владимир Бортко суеверием не страдает. Режиссер чувствует себя уверенно: «Не знаю и не понимаю, где там мистика. По мне, так все просто: написал писатель книгу. И вся трудность заключается в том, чтобы адекватно, во всяком случае близко и без больших потерь, передать ее суть в кино. К тому же я уже снимал Булгакова -- «Собачье сердце». По-моему, неплохо получилось. Конечно, это произведения разные по форме и по содержанию, но написал-то их один и тот же автор, и это меня успокаивает. Я волнуюсь, но перед работой с замечательным автором, а не перед встречей с Воландом».
Основной принцип режиссерской работы Бортко -- внимание к авторскому тексту -- не подвел его ни при экранизации «Собачьего сердца», ни на съемках «Идиота», с большим успехом прошедшего на телеканале «Россия» в прошлом сезоне. Будем надеяться, не подведет и на этот раз.
Четыре года назад Бортко уже начинал снимать «Мастера и Маргариту», но тогда проект остановился, практически не начавшись. Были выбраны некоторые актеры, но из первоначального состава в фильме будут сниматься только Александр Абдулов (Коровьев) и Александр Баширов (Бегемот). Конечно, было бы очень интересно посмотреть, какой Маргаритой стала бы Галина Тюнина и как сыграл бы Мастера Сергей Маковецкий. Но -- не судьба. В результате нового кастинга роли распределились так: Маргарита -- артистка Театра имени Ленсовета Анна Ковальчук, Мастер -- Александр Галибин, Пилат -- Кирилл Лавров. Воланда намеревался играть Дмитрий Нагиев, но после проб ему досталась роль Иуды. Была идея пригласить на роль князя тьмы кого-то из западных кинозвезд, велись переговоры с Гарри Олдменом, Жаном Рено и Клаусом Марией Брандауэром, каждый из которых по-своему соответствует жуткому и обаятельному персонажу Булгакова, -- но и тут не сбылось. В итоге Воландом оказался Олег Басилашвили, и выбор этот тоже кажется достойным. Сатирик Илья Олейников станет финдиректором варьете Римским, а Роман Карцев -- Поплавским, киевским дядюшкой Берлиоза. Азазелло сыграет Александр Филиппенко, Каифу -- Валентин Гафт, Никанора Ивановича Босого -- Валерий Золотухин. В каждом случае поражаешься точности режиссерского выбора, что подогревает желание немедленно посмотреть еще не снятый фильм. Вот только очаровашку Сергея Безрукова пока трудно увидеть в роли Иешуа.
Съемки «Мастера и Маргариты» начались в Москве, но здесь отснимут только эпизоды на Патриарших, в Александровском саду и еще две-три сцены. Дальше работа пойдет в Петербурге. «От Москвы тридцатых годов сейчас ничего не осталось, -- считает Бортко, -- зато в Петербурге мест с подобающим колоритом немало. Так что большая часть Москвы отыщется у нас». Ерушалаимские эпизоды в основном будут сниматься не в Израиле, а в Болгарии. На софийской киностудии «Баян» сохранился целый комплекс античных построек, использовавшийся на съемках американского «Спартака», -- эти строения и обратятся в дворцы ненавистного прокуратору города. Наряду с Софией съемки пройдут и в Крыму. Бортко считает, что «ворота судакской крепости очень похожи на ворота древнего Иерусалима, а фонтаны Ливадийского дворца, как ни странно, напоминают фонтаны дворца Ирода».
Предполагается, что только снимать «Мастера и Маргариту» будут дней двести. Стало быть, о дате выхода фильма на телеэкран говорить преждевременно. Но хотелось бы поскорее.
Ольга КУЗНЕЦОВА