|
|
N°114, 02 июля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Бунт титанов
Немецкие энергоконцерны выступят против высоких цен на свою продукцию
Немецкие энергокомпании готовятся выступить с протестом против политики правительства Герхарда Шредера, направленной на удорожание энергоресурсов. Лидеры E.ON, RWE, Vattenfall Europe, Energie Baden-Wuertemberg и немецкого подразделения BP намерены согласиться с инициативой Федерального союза немецкой индустрии (ФСНИ) и призвать министров отказаться от никому не нужного роста цен.
Со вчерашнего дня в Германии согласно установкам брюссельской Комиссии ЕС должно было приступить к работе -- но не приступило -- новое регулирующее ведомство. Его основные задачи должны заключаться в надзоре за ценообразованием на внутригерманском рынке энергии. Иными словами, речь идет о необходимости особой государственной политики по сдерживанию цен на электричество, нефть и природный газ. Однако относительно того, какими законными полномочиями должна быть наделена эта новая госинстанция, уже не один месяц длится спор между двумя министрами правительства Герхарда Шредера -- экономики и труда Вольфгангом Клементом и окружающей среды Юргеном Триттиной.
Государственное давление на немецкий энергосектор растет год от года. Со времени прихода к власти коалиционного правительства социал-демократов и партии «зеленых» в 1998 году государство в пять раз повысило налоги в электроэнергетике и довело их до уровня 12 млрд евро ежегодно. В результате, например, из годового счета за электричество в размере 600 евро, который оплачивает среднестатистическая немецкая семья из трех человек, 240 евро уходят на погашение налогов и госсборов.
Казалось бы, немецкие энергопроизводители должны были бы лишь приветствовать высокие цены на свою продукцию. На деле же, однако, все выглядит совсем наоборот. Больше того, в недрах немецкой энергоотрасли давно зреет протест против политики правительства, направленной на удорожание электричества, нефте- и газопродуктов для конечного потребителя. Главным «бунтарем» выступил президент ФСНИ Михаэль Роговский. Эксперт по вопросам энергетики ФСНИ Вольфганг Хеллер сообщил газете «Время новостей», что г-н Роговский пригласил участвовать во встрече по выработке мер противодействия нынешней политике правительства топ-менеджеров ведущих энергокомпаний Германии -- Вульфа Бернотата (E.ON), Гари Роелса (RWE), Клауса Раушера (Vattenfall Europe), Утца Клаассена (Energie Baden-Wuertemberg) и Вильгельма Бонзе-Гойкинга (BP). «Речь идет о сохранении конкурентоспособности Германии как важной производственной площадки в Европе, -- отметил г-н Хеллер. -- Ведь не секрет, что под давлением высоких цен на энергию многие важные производства уходят за пределы Германии, главным образом в страны Восточной Европы, или по крайней мере всерьез подумывают об этом. Таким образом, под ударом оказываются сотни тысяч рабочих мест, рост экономики искусственно тормозится -- и конца этой опасной спирали не видно».
Особенно драматичные последствия тарифной политики ожидаются в самых энергоемких секторах экономики Германии -- в алюминиевой, медной, бумажной и цементной индустрии. Эти отрасли, по сути, перестали инвестировать в немецкую экономику и готовы к полному уходу за пределы страны. Таким образом, над крупнейшими немецкими энергопроизводителями нависла угроза потери своих основных клиентов. «Если крупные немецкие потребители электроэнергии покинут Германию, то немецкое энергохозяйство останется на незагруженных мощностях и с избытком нереализованной энергии», -- говорит г-н Хеллер.
Впрочем, не только крупные немецкие потребители переориентируют свою деятельность из-за роста цен на энергоносители. Из-за резкого роста цен на бензин, вызванного очередным этапом повышения «экологического налога», многие немцы-автолюбители предпочитают теперь заправляться исключительно в соседних Польше и Чехии. Дабы избавить госказну от этой новой опустошающей ее напасти, одна из оппозиционных партий -- «Свободные демократы» -- предложила ввести для каждого жителя Германии, постоянно обитающего в пределах 100 км от немецкой границы, специальные платежные карточки, в которых была бы заложена определенная госдотация на бензин. Тогда, дескать, и за границу на заправку ездить не будет нужды. А скептикам из числа тех, кто еще не до конца забыл о принципах свободной конкуренции, хитрые на выдумку политики пояснили, что подобная «карточная система» уже длительное время исправно работает в такой стране со свободной рыночной экономикой, как Италия.
Юрий ШПАКОВ, Берлин