|
|
N°114, 02 июля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Стамбульский саммит СНГ
Российские гарантии больше не в цене
Присутствие семи президентов государств СНГ на саммите НАТО в Стамбуле было явлением знаковым. Никогда еще столь представительная когорта лидеров постсоветского пространства не украшала своим участием встречу в верхах Североатлантического альянса. В турецкую столицу помимо Владимира Путина отказались приехать только президенты Белоруссии, Армении, Туркмении и Узбекистана.
Что касается российского президента, то о причинах его отказа принять натовское приглашение говорилось уже много и убедительно -- в нынешних условиях участие Путина в саммите НАТО могло быть истолковано как молчаливое одобрение совершившегося расширения Альянса на восток. Как тонко заметил известный немецкий политолог Александр Рар, президенту России, согласно алфавиту, «пришлось бы сидеть в Стамбуле между представителями Румынии и Словакии». «А для России, решавшей полвека судьбу этих стран и по сей день осознающей себя большой державой, -- заметил Рар, -- равноправный статус в Совете НАТО-Россия с новыми восточноевропейскими членами Альянса -- ситуация трудная».
Почему в Стамбуле не было президента Белоруссии, тоже понятно. Александр Лукашенко не может ездить в гости к тем, от кого, пользуясь старосоветской лексикой, «исходит угроза миру». Президент Армении не мог приехать в Стамбул, который находится на стороне Баку в армяно-азербайджанском конфликте. По отношению же к НАТО как военно-политической структуре Ереван никакой идиосинкразии не испытывает. Никто, разумеется, не обратил в Стамбуле внимания на отсутствие Туркменбаши. Трудно даже и вспомнить, когда этот вождь рисковал оставлять свою вотчину без присмотра...
Гораздо более интересным кажется афронт, продемонстрированный натовцам президентом Узбекистана, единственной страны -- члена ГУУАМ, чей лидер отсутствовал на саммите. Эта структура, призванная стать прозападным противовесом ориентированной на Москву Организации Договора о коллективной безопасности СНГ (ОДКБ), была создана президентами Грузии, Украины, Азербайджана и Молдавии в 1997 году. Ташкент присоединился к ГУАМ, превратив его в ГУУАМ, в 1999 году, во время пребывания Ислама Каримова на 50-летнем юбилее НАТО в Вашингтоне. И вот сейчас, когда все коллеги г-на Каримова по ГУУАМ исправно прибыли в турецкую столицу, узбекский президент остался дома. Это следует рассматривать как очевидный союзнический реверанс в сторону Москвы, по отношению к которой Ташкент настойчиво стремится подчеркнуть выбранный им новый курс стратегического сотрудничества. Причем узбекское руководство здесь выглядит даже «святее папы римского», поскольку такие старые стратегические союзники Москвы и члены ОДКБ, как президенты Киргизии, Казахстана и Таджикистана, таки почтили своим вниманием натовскую встречу.
Однако не исключено, что решение г-на Каримова связано с тем, что Ташкент видит себя узловым средоточием совсем другой, далекой от бывших западных патронов геополитической оси, ориентированной кроме Москвы также и на Пекин. Обещания экономической помощи со стороны Китая в отличие от обещанной, но так и не предоставленной помощи Запада, выглядят более надежными. Тем более что китайцы не обуславливают свою поддержку требованием проведения экономических и политических реформ. Как уже дважды за последний год в присутствии Владимира Путина заявлял сам Ислам Каримов, период «эйфории» в отношении экономического сотрудничества с Западом закончился.
Оправдались ли ожидания тех лидеров СНГ, кто решился приехать в Стамбул? Если не считать президента Украины, то ответ скорее положительный. Леониду Кучме еще раз дали понять, что стремление Киева в Евросоюз найдет встречный отклик, только если будут признаны демократичными предстоящие на Украине президентские выборы. А вот Баку и Тбилиси получили твердые гарантии того, что их все ближе и ближе подпустят к порогу вступления в НАТО. Михаил Саакашвили заявил, что Грузия может стать членом Альянса уже через четыре года. Лишним свидетельством этой тенденции стало принятое в Стамбуле решение назначить спецпредставителей НАТО на Южном Кавказе и в Центральной Азии. Разумеется, в такой ситуации главе российского МИДа Сергею Лаврову ничего не оставалось, как заявить, что «к этому решению надо относиться как к объективной реальности».
На этом фоне лишь улыбку могут вызвать вчерашние увещевания в адрес кандидатов в НАТО от СНГ, которые сделал председатель думского комитета по делам СНГ Андрей Кокошин. Он дружески их предупредил, что в этом случае они «потеряют часть своего суверенитета», и посоветовал им держаться под российской юбкой -- «гарантом этого суверенитета».
Аркадий ДУБНОВ