|
|
N°114, 02 июля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Незачет по географии
Представитель МИДа не знает, с кем граничит Россия
Трехсторонняя Смешанная контрольная комиссия (СКК) по урегулированию грузино-осетинского конфликта, которая в течение 12 лет оставалась высшей инстанцией в зоне между непризнанной южноосетинской республикой и собственно Грузией, похоже, может стать историей. Причем печальной. Решения СКК, принятые на ее последнем заседании 2 июня, игнорируются. При этом и грузинская, и осетинская стороны отказываются работать до их выполнения. Очередное заседание должно было состояться вчера в Москве, но под бодрые заявления российских патронов о ценности и жизнеспособности СКК как уникального механизма постконфликтного урегулирования сорвалось. И было отложено на неопределенный срок.
Сесть за стол переговоров в особняке российского МИДа на Спиридоновке отказалась грузинская сторона. Грузинский сопредседатель СКК Георгий Хаиндрава на заседание прибыл, но заявил, что оно не может начаться, пока в Цхинвали остаются задержанными трое сотрудников грузинской госбезопасности. «На днях они были задержаны во время работы на Эргнетском рынке», -- пояснил г-н Хаиндрава газете «Время новостей». Что делали сотрудники МГБ на рынке, в точности неизвестно. С грузинской точки зрения, боролись с контрабандой. Но сопредседатель СКК с южноосетинской стороны Борис Чочиев полагает, что грузинская сторона вообще должна была умолчать об истории с задержанием своих офицеров. «Задержанные уже дали показания, из которых следует, что они входили в одну из вооруженных групп, незаконно находящихся на территории Южной Осетии, и хотели физически устранить президента нашей республики, --объяснил южноосетинский министр. -- Такие инциденты в зоне конфликта уже были и, к сожалению, видимо, будут. Для того чтобы их избегать, как раз и работает комиссия».
Российский сопредседатель, посол МИДа по особым поручениям Михаил Майоров попытался примирить оппонентов. Он одновременно подвел их к журналистам и сказал: «Мы здесь стоим перед вами все вместе, и это значит, что, несмотря на возникшие разногласия, стороны готовы продолжать сотрудничество». Г-н Хаиндрава радостно согласился и объявил, что с его точки зрения решить все проблемы вообще можно было бы за пять минут. При единственном условии: если южноосетинское руководство пустит трех невооруженных сотрудников грузинской финансовой полиции на пограничный пост у выезда из Рокского туннеля, который соединяет Южную Осетию и Россию. На северной, российской, стороне оборудован полноценный пограничный терминал, при прохождении которого, правда, у россиян даже не требуют загранпаспорта -- несмотря на визовый режим с Грузией. На южной же стороне стоят только южноосетинские пограничники.
«Непонятно, какое отношение Рокский туннель имеет к Грузии, -- удивился Борис Чочиев. -- Он находится далеко за пределами зоны конфликта, юрисдикция СКК на него не распространяется». Тогда его грузинский оппонент решил апеллировать к мнению России. «Насколько мне известно, Россия признает территориальную целостность Грузии. Давайте спросим г-на Майорова, между какими странами проходит граница в районе Рокского туннеля?» -- произнес он, дружески приобняв российского посла за плечи. Но Михаил Майоров отвечать не стал. Он вежливо улыбнулся и только призвал журналистов освещать этот диалог, «думая о будущем». Георгий Хаиндрава так и не узнал, какое будущее имел в виду российский посол по особым поручениям. Четыре сопредседателя СКК разошлись в разные стороны, так и не примирившись.
В Тбилиси дипломатический такт Михаила Майорова не оценили. Глава грузинского МИДа Саломе Зурабишвили фактически обвинила его в служебном несоответствии: «Если он не знает, через границу каких государств проходит Рокский туннель, он не может быть человеком, с которым мы можем вести переговоры». МИД Грузии фактически отказался от сотрудничества с российским сопредседателем СКК. Судя по всему, в Тбилиси рассчитывают, что все главные решения теперь будет принимать не СКК, а российский и грузинский президенты, которые встретятся сегодня в Москве.
Продолжение темы -- стр. 1
Иван СУХОВ