Время новостей
     N°121, 08 сентября 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  08.09.2000
Сплошное разочарование
В Экспоцентре сегодня последний день выставок «Стройиндустрия и архитектура-2000» и «Экспогород-2000», которые устраивались Союзом архитекторов России при поддержке московских и федеральных властей. Основная масса стендов принадлежала российским компаниям, из которых большинство работает в Москве. На «Экспогороде» из 150 экспонентов было лишь 10 иностранных, на «Стройиндустрии» из 300 -- около 60. Это компании из Болгарии, Финляндии, Швеции, Турции, Югославии, Польши, Чехии и других стран.

Строительные экспозиции по популярности нельзя сравнить с выставками, посвященными, скажем, компьютерам, связи или автомобилям. На первые ходят в основном специалисты, остальные посещает множество сторонних наблюдателей, которым просто интересно, что происходит в той или иной области. И представители компаний, принимавших участие в «Стройиндустрии» и «Экспогороде», не раз жаловались: посетителей было слишком мало.

На стенде компании МИАЛ-С (представляет отделочные материалы) менеджеры в один голос говорили, что на Mosbuild (крупнейшая строительная выставка) к ним подходили намного чаще, а затем примерно 70% из тех, кто общались с ними на выставке, становились клиентами. Такого же мнения придерживались и в датской компании Lexel (электроматериалы), и на стенде французской Godin (камины). В чем причина невысокого интереса специалистов -- в организации или недостаточной рекламе -- сотрудники компаний ответить не могли.

С клиентами повезло лишь единицам. Менеджер по программному обеспечению АрхиКАД Студио Сергей Титов заявил газете «Время новостей», что он доволен проявленным к компании интересом. Она представляла на выставке систему архитектурно-строительного проектирования. По словам г-на Титова, рынок таких программ в России очень невелик, поскольку немногие могут платить за них. «Поэтому за каждого клиента приходится буквально драться, -- сказал он, -- а на этой выставке к нам уже подходили потенциальные заказчики».

Представитель Союза архитекторов России Лев Нечаюк в интервью нашей газете сказал, что цель такой выставки не привлечь клиентов к той или иной компании, а помочь архитекторам «разобраться в новых рыночных возможностях», чтобы в дальнейшем они могли использовать их в своей работе.

Несколько компаний действительно не обращали внимания на количество подходивших к их стенду специалистов. Сотрудник югославской строительной компании Cyvas General Trade Михаил Петухов, работающий на объединенном югославском стенде, считает, что если кому-то потребуются услуги какой-либо строительной фирмы, то ее и без выставки найдут. Главная цель югославов -- показать, что, несмотря на крайне нестабильную ситуацию у них в стране, строители по-прежнему остаются на российском рынке. Поэтому югославская торговая палата способствовала созданию единого стенда на этой выставке. По некоторым данным, югославские компании занимают от 10 до 20% рынка и находятся в среднем сегменте -- между норвежцами, австрийцами, французами, итальянцами и русскими. Главные конкуренты в этом секторе -- болгары и турки.

На демонстрацию собственного лица (а не на активное привлечение клиентуры) делали также упор и в литовской компании «Сталю гаминяй», представлявшей деревянные стеклопакеты. Менеджер по экспорту Арвидас Буславичюс рассказал, что в России у них уже есть ряд клиентов, «нам выгодно здесь работать -- это большой рынок, и в последнее время здесь стабильное соотношение рубля и доллара, к тому же для нас это еще и рынок сырья -- вся древесина, с которой мы работаем, сибирская».

Полина ЗВЕРЕВА