|
|
N°113, 01 июля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
РЖД экономит на формальностях
Решив себя не обременять излишними формальностями, чиновники отказались от ожидаемого 30 июня годового собрания акционеров компании «Российские железные дороги», 100% акций которой находится в госсобственности. Роль собрания акционеров РЖД, пятой в стране по объему выручки компании, заменит ожидаемое со дня на день распоряжение премьера Михаила Фрадкова. «Никакого собрания, даже формального не будет», -- сообщил вчера Интерфаксу источник, близкий к компании. По его словам, на этой неделе появится распоряжение, которое определит новый состав совета директоров компании, председателя совета и утвердит рекомендации совета директоров о выплате дивидендов в размере 10% чистой прибыли РЖД в 2003 году, или 590 млн рублей.
Новый состав совета директоров не станет неожиданностью. «Образованный до реформирования правительства (совет. -- Ред.) будет приведен в соответствие с кадровыми изменениями в кабинете. Государство выбирает представителей государства. Здесь нет никакого конфликта интересов», -- сказал еще 10 июня на совете директоров РЖД его председатель, глава Минпромэнерго Виктор Христенко. Кстати, самой значительной кадровой рокировкой (см. «Время новостей» от 11 июня) станет замена г-на Христенко на нынешнего вице-премьера Александра Жукова.
Впрочем, отказ премьера от проведения собрания акционеров тоже был предсказуем. Эксперт по корпоративному праву Михаил Сафронов из «Пачоли. Аудиторская компания» подтверждает, что действия правительства соответствуют и закону об акционерных обществах, и законам, по которым были созданы РЖД. А Мария Юнусова из «АВК-Аналитик» напоминает о наличии постоянного фактора риска в виде 100-процентной принадлежности акций компании государству. «Компания старается позиционировать себя открытой, в последнее время новости о финансово-инвестиционных проектах РЖД появляются очень часто», -- говорит она. Однако, полагает эксперт, в заявленные РЖД планы государство в любой момент может внести любые коррективы: изменить направление инвестиций, распределить прибыль на другие проекты или вообще затормозить реформу РЖД. Последствия подобных рисков можно наблюдать уже сейчас. В марте президент РЖД Геннадий Фадеев говорил, что осенью 2004 года компания планирует разместить пятилетние облигации на 10--12 мдрд руб., однако по итогам совета директоров в июне Виктор Христенко заявил, что принято решение отказаться от идеи облигационного займа в этом году. Тем временем, как сообщили газете «Время новостей» в компании АВК, представители РЖД продолжают говорить инвестаналитикам, что работа по подготовке займа ведется, и он будет размещен к концу года. На фоне спада на российском долговом рынке решение, озвученное г-ном Христенко, аналитик АВК по долговому рынку Наталья Турковская считает более логичным. «Правда, при условии, если РЖД хочет разместить бумаги «в рынок», а не в портфели андеррайтеров. Если ими станут те же Сбербанк и Внешторгбанк, то публичность займа будет поставлена под сомнение -- выпуск будет напоминать синдицированный кредит», -- добавляет она.
Яна ВИКТОРОВА