Время новостей
     N°113, 01 июля 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  01.07.2004
Пожизненный Катар
У сотрудников ГРУ есть шанс вернуться на родину
Двое российских граждан приговорены вчера в Катаре к пожизненному тюремному заключению. Суд признал их виновными в убийстве одного из лидеров чеченских сепаратистов Зелимхана Яндарбиева. 13 февраля, когда Яндарбиев отправился на пятничную молитву, к днищу его джипа, стоявшего у городской мечети, прикрепили взрывное устройство. С Яндарбиевым погибли два его охранника, сын-подросток Дауд выжил, но оглох. Россияне, арестованные в ночь на 19 февраля, свою вину отрицают.

Вынесения смертного приговора, на котором кровожадно настаивала генпрокуратура Катара, не последовало. По данным газеты"Время новостей", соглашение на этот счет было достигнуто между Россией и Катаром в ходе не менее пяти тайных переговоров на высоком уровне. 23 марта состоялся решающий телефонный разговор между президентом Владимиром Путиным и эмиром Катара Хамад бен Халифой Аль Тани.

Двум нашим соотечественникам приходится уповать не столько на апелляцию и усилия защитников, сколько на помилование монарха. Ведь апелляцию может подать не только защита, но и обвинение, и тогда вместо досрочного освобождения их может ждать расстрел. Пожизненное заключение в Катаре на деле означает 25 лет тюрьмы, в особых случаях срок может снизиться до 15--20 лет. Есть основания предполагать, что наши граждане вернутся домой раньше этого срока. Но не стоит предполагать, что их отправят на родину уже завтра или послезавтра. Приговор не зря был оглашен 30 июня. С 1 июля все катарские госучреждения уходят на каникулы и будут недоступны для обращений адвокатов до 1 сентября.

Осужденные россияне, по данным газеты "Время новостей", были аккредитованы при российском посольстве в Дохе, но, как сотрудники ГРУ, занимались сбором информации о чеченских сепаратистах. Зелимхан Яндарбиев бежал в Катар в 1999 году и был принят там как брат-мусульманин без права заниматься политикой. Катарский судья Ибрагим ан-Нисф заявил, что подсудимые «выполняли приказ», то есть Москва расправилась с Яндарбиевым с помощью своего посольства в Дохе. В этой связи судья упомянул первого секретаря посольства РФ Александра Фетисова, которого арестовали в феврале вместе с двумя осужденными россиянами, но отпустили как дипломата. Ибрагим ан-Нисф особо отметил, что суд избрал пожизненное заключение, а не казнь, поскольку россияне могли убить Яндарбиева прямо у мечети, но все же предпочли заминировать его машину на почти пустой стоянке, чтобы избежать ненужных жертв.

Москва настаивает на непричастности российских граждан к убийству Яндарбиева. "Уважая судебные процедуры государства Катар, наши адвокаты подадут апелляцию с целью пересмотра принятого решения, -- сказал вчера в Джакарте глава МИД России Сергей Лавров. -- Будем и дальше добиваться скорейшего возвращения россиян на родину". Экс-директор ФСБ Николай Ковалев не верит в то, что россияне действительно "выполняли приказ" о ликвидации. Россия, по его словам, "политическими убийствами не занимается".

Российские адвокаты утверждают, что "в судебном деле отсутствуют какие-либо доказательства причастности подзащитных к убийству Яндарбиева". Защита заявила, что "органы следствия и суд сознательно пошли на грубые нарушения международного и катарского права с целью не допустить оправдания подзащитных". Адвокаты готовы искать справедливости в международно-правовых инстанциях: арест россиян на вилле, снятой российскими дипломатами, был незаконным, поэтому все дальнейшие процессуальные действия должны быть просто аннулированы, так же как признания осужденных, полученные под пытками. Защита особо подчеркнула, что суд Катара отказался рассматривать обстоятельства пыток их подзащитных и "не дал должной оценки тому, что в материалах судебного дела нет доказательств причастности россиян к событию преступления".

Адвокаты сотрудников ГРУ отмечают, что их подзащитные "испытывают дополнительные лишения при отбывании наказания в чужой социально-культурной среде, в частности, из-за затруднительности следовать православным традициям, как того требует их религия". В одиночных камерах россиян есть кондиционеры, и кормят заключенных хоть и однообразно, но съедобно: курица, овощи, фрукты. Однако еженедельных 20-минутных встреч с консулом Максимом Максимовым пришлось добиваться с невероятным трудом. Лишь незадолго до вынесения приговора ему разрешили передать россиянам книги. Но епископу Ставропольскому и Владикавказскому Феофану так и не дали навестить заключенных.

Иван СОЛОВЬЕВ