|
|
N°113, 01 июля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Суданская миссия Пауэлла
США и ООН гасят кризис в Дарфуре
В Судан прибыл госсекретарь США Колин Пауэлл. Со вторника американец требует от президента этого африканского государства Омара аль-Башира прекращения военных действий против чернокожего населения западно-суданского региона Дарфур и его открытия для международной помощи. После "сдачи дел" в Ираке Штаты немедленно взялись за урегулирование ситуации в Судане, которую ООН квалифицирует как кошмарную гуманитарную катастрофу.
Население 34-миллионного Судана, официальной религией которого является ислам, состоит из арабов (39%) и темнокожих аборигенов-африканцев (61%). Война между мусульманским Севером и требующим самоопределения христианским Югом длится почти полвека. Однако в Дарфуре столкнулись единоверцы-мусульмане -- кочевники-арабы и земледельцы-негры. Последние подвергаются атакам правительственных войск и арабских боевиков, но получают помощь от своих этнических собратьев-южан.
Кризисная ситуация в Дарфуре возникла в феврале, когда взялись за оружие две основные повстанческие группировки -- Народно-освободительная армия Судана (НОАС) и Движение за справедливость и равенство (ДСР). По данным международных наблюдателей, за этот период погибли более 10 тыс. дарфурцев, около миллиона ушли в соседний Чад. Соглашения о прекращении огня, последнее из которых было подписано в конце мая, постоянно нарушаются обеими сторонами. До конца текущего года в Дарфуре, если ему не будет оказана срочная гуманитарная помощь, от голода могут погибнуть до 300 тыс. человек.
НОАС и ДСР возлагают ответственность за дарфурский беспредел на состоящее в основном из арабов правительство Судана. Однако официальный Хартум, признавая факт участия вооруженных сил в войне с повстанцами, утверждает, что не оказывает поддержки арабскому ополчению "Джанджавид" (в вольном переводе это название означает "Злые люди с оружием и на конях"). По словам представителя ООН в Судане Макеша Капилы, именно "Джанджавид" несет ответственность за этнические чистки в Дарфуре, сопровождаемые массовыми расстрелами, изнасилованиями и разрушениями. "Это не просто конфликт, -- считает г-н Капила. -- Это организованная попытка расправиться с целой группой людей".
Пауэлл в своих оценках более сдержан: "Мы видим признаки и элементы, которые заставляют думать о геноциде, однако пока мы такой вывод не сделали". По словам госсекретаря, США выдвигают к Хартуму три требования -- обуздать арабских боевиков, обеспечить доступ в Дарфур гуманитарным организациям и возобновить переговоры с НОАС и ДСР. "Если в ближайшее время мы не увидим движения в этом направлении, -- заявил Пауэлл, -- мировое сообщество может оказаться перед необходимостью рассмотрения других мер, в том числе со стороны Совета Безопасности ООН".
Почти одновременно с Пауэллом в Судан прибыл Генсек ООН Кофи Аннан. Он также встретился с президентом аль-Баширом и, продемонстрировав ему сделанные со спутников фотографии разрушенных дарфурских деревень, предупредил, что Совбезу ООН "придется действовать", если суданские власти не предпримут мер к прекращению кризиса.
Глава МИД Судана Мустафа Осман Исмаил на совместной с Пауэллом пресс-конференции согласился, что "проблема Дарфура" существует. Однако он добавил, что ее масштабы преувеличены, поскольку там "нет ни голода, ни эпидемий". Вашингтон давит на Хартум, поскольку знает как о его заинтересованности в разработке нефтяных месторождений на юге Судана, так и том, что тамошние лидеры не пойдут на нефтяную сделку с правительством вплоть до мирного урегулирования кризиса в Дарфуре и прекращения истребления их чернокожих соплеменников.
Александр САМОХОТКИН