Время новостей
     N°113, 01 июля 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  01.07.2004
Надежда вместо риса и денег
Индонезия в ожидании выборов и терактов
Джакарта встречает начало 37-й министерской сессии Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и 11-го асеановского регионального форума (АРФ) чрезвычайными мерами безопасности и шумом предвыборной кампании -- 5 июля в Индонезии пройдут президентские выборы. Ни западные, ни местные спецслужбы не скрывали от высокопоставленных делегаций и их охраны, что опасность достигла наивысочайшей с начала года степени. В прошлом году взрыв в дорогом столичном 33-этажном отеле «Мариотт» унес 12 жизней. В 2002 году во время теракта на острове Бали погибли 200 человек.

Мероприятия АСЕАН, на которые съезжаются министры иностранных дел более чем двадцати стран, включая главу МИД России Сергея Лаврова и прибывающего сегодня американского госсекретаря Колина Пауэлла, -- потенциальная мишень для террористов. Еще в середине месяца госдепартамент США призвал американцев воздержаться от поездок в Джакарту, если это не «жизненно важно». Что ж, раз Колин Пауэлл все же приехал в индонезийскую столицу, значит, сотрудничество с десятью странами Юго-Восточной Азии для Америки действительно жизненно важно.

Террористы не столько хотят досадить членам АСЕАН, сколько мечтают нанести точечный удар по любому из западных дипломатов. «В правительство США продолжает поступать информация, что региональная террористическая организация «Джамаа Исламийа» и другие тесно связанные с «Аль-Каидой» экстремистские группы планируют новые атаки против американских и других западных интересов в Индонезии», -- стращает госдеп США. Возможно, террористы хотят добиться освобождения одного из идеологов «Джамаа Исламийа» Абу Бакара Башира, осужденного в 2002 году. Дальняя цель экстремистов -- создание в регионе исламского супергосударства. А для этого по их понятиям сначала надо дестабилизировать обстановку.

Экстремисты хотели бы сорвать прямые президентские выборы, первые с момента обретения независимости в 1945 году. До этого президента избирали депутаты Национального консультативного конгресса (НКК). Борьба предстоит острая, а подсчет голосов будет трудным: в Индонезии 147 миллионов избирателей (больше, чем все население России). По данным «ВН» наверняка будет и второй тур выборов. Среди пяти кандидатов -- пара отставных генералов, председатель НКК Амин Раис, нынешний президент Мегавати Сукарнопутри и ее заместитель Хамза Хаз.

Хамза Хаз считается более приемлемым для исламистов, чем его босс в юбке. Хотя г-жа Сукарнопутри -- дочь первого президента независимой Индонезии, но исламские проповедники все же против присутствия женщин во власти. К тому же 57-летняя Мегавати Сукарнопутри в последние годы активно сотрудничает с соседями и с Западом в борьбе против терроризма и его местных идеологов. Да еще и сторонится дешевого популизма. «Я не обещаю вам ни риса, ни денег. Но я даю вам надежду», -- говорит г-жа Сукарнопутри своим сторонникам.

Но главные претенденты на президентский пост -- два отставных генерала. Генерал Виранто, сентиментальный исполнитель индонезийских песен (на агитационных мероприятиях народ просит его: «Спой! Спой!» -- и он поет), прославился пять лет назад жестокостями в Восточном Тиморе. После того как Восточный Тимор в 2002 году обрел независимость, его руководство обвинило Виранто в преступлениях против человечности. Но индонезийские власти его так и не выдали. Судя по последним опросам, генерала Виранто, связанного по слухам с кланом свергнутого в 1998 году генерала Сухарто, опережает другой отставной генерал -- Сусило Бамбанг Юдойоно. Он больше нравится Западу. В местных СМИ идет война компроматов. Основные претензии к Юдойоно сводятся к тому, что он «нападает на ислам» и поддерживает представителей других религий. В мусульманской Индонезии это обвинение звучит серьезнее, чем обвинение в нецелевом использовании государственных денег, выдвинутое оппозицией против президента Сукарнопутри.

Улицы Джакарты украшены предвыборными плакатами и фотографиями кандидатов, в воздухе раскачиваются большие шары-агитки. Но местные жители не разделяют тревоги госдепа США насчет терактов и уверяют, что в городе все спокойно.

Однако службы безопасности и МВД переведены на особый круглосуточный режим работы. Есть непроверенные данные, что хорошо подготовленные убийцы уже проникли в главные города Индонезии и затаились, выбирая время для нанесения удара. Но власти Джакарты упрекают американцев в нагнетании страстей и уверяют, что ситуация под контролем.

Делегатам АСЕАН, которые как раз обсуждают в эти дни создание единой специальной структуры для борьбы с международным терроризмом, остается надеяться, что отели, посольства и конференц-залы в Джакарте относятся к "трудным", то есть бдительно охраняемым властями целям. Так называемые легкие цели -- это автобусы, магазины, рестораны. Тем, кто все же рискнет прогуляться, западные спецслужбы рекомендуют «не обращать на себя внимания, менять маршруты поездок, избегать толп и демонстраций и следить за местными новостями».

Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) основана в августе 1967 года. В ассоциацию входят десять стран -- Малайзия, Таиланд, Сингапур, Камбоджа, Бруней, Индонезия, Мьянма (Бирма), Лаос, Вьетнам, Филиппины. Поэтому на эмблеме АСЕАН изображены десять колосков риса.

В 1993 году при АСЕАН был создан региональный форум АРФ. Он объединяет и членов организации, и 13 ее партнеров по диалогу, включая Россию, США, Китай, Японию, Северную и Южную Корею. Ежегодно (обычно в конце июня) министерские сессии АСЕАН и АРФ проходят в столицах стран, входящих в организацию. В прошлом году гостей принимала Камбоджа, а нынешнюю, 37-ю сессию -- Джакарта. В этот раз индонезийцы смогли уговорить приехать на форум главу МИД КНДР Пэк Нам Суна. В прошлый раз он прислал своего заместителя. Проблема Северной Кореи -- одна из основных тем форума.

Ежегодный товарооборот России со всеми странами АСЕАН превышает 3,5 млрд долл., не считая военно-технического сотрудничества. С Малайзией и Индонезией Россия, к примеру, сотрудничает и в военной сфере: обе страны в прошлом году закупили российские истребители «Су». Экзотические страны региона в последнее время пользуются вниманием российских туристов. В прошлом году Россия подписала с АСЕАН особую декларацию «О партнерстве». Такую декларацию АСЕАН подписала до сих пор только с США и Китаем.

На этот раз в Джакарте планируется заключить соглашение о борьбе с терроризмом. «Этот документ будет не просто политическим заявлением. В его проекте заложено много практических решений, в частности создание совместной группы по борьбе с терроризмом", -- пояснил директор департамента общеазиатских проблем МИД России Александр Иванов.

Как заявил вчера в Джакарте глава российского МИДа Сергей Лавров, Россия «серьезно намерена присоединиться к Балийскому договору 1976 года, и сейчас завершаются все необходимые для этого процедуры». По нашему законодательству вопрос присоединения России к договору будут рассматривать парламентарии. Полторы недели назад президент Владимир Путин внес на рассмотрение в Думу соответствующий законопроект. Договор о дружбе и сотрудничестве Юго-Восточной Азии, подписанный на индонезийском острове Бали в 1976 году, -- основа отношений между странами региона. В нем особо прописывается отказ от применения или угрозы применения силы, а также принцип невмешательства в дела друг друга. К договору могут присоединяться не только члены АСЕАН -- это уже сделали Индия и Китай, на очереди Пакистан, Япония и Россия. Елена СУПОНИНА, Джакарта

Елена СУПОНИНА, Джакарта