|
|
N°92, 29 мая 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Найдется ли место еще для одной правой партии
Андрей Рябов, московский Фонд Карнеги:
-- На место еще одной правой партии вполне может претендовать «Яблоко». Тем более в нынешних условиях, когда для СПС характерен идейно-политический раскол. Определенная часть правых -- прагматики, то есть настроена по отношению к власти лояльно и готова с ней сотрудничать, другая же -- нонконформисты, группа, которая наиболее четко обозначила свои позиции во время истории с НТВ. Это разделение подтвердил и непосредственно прошедший съезд правых, и то, что ему предшествовало, -- в частности, выступление группы «раскольников» во главе с Сергеем Юшенковым, обозначившей свое активное нежелание сотрудничать с исполнительной властью. Как раз этот электорат -- либеральный, но при этом нонконформистский, то есть отвергающий политическую философию прагматизма, -- составляет не менее десяти процентов всех избирателей. Что и создает объективную базу для создания и функционирования второй сильной правой партии. Вопрос лишь в том, сможет ли кто-либо активизировать и мобилизовать этот электорат, но это другая проблема -- проблема не электората, а самих политиков. И на сегодняшний день это проблема именно «Яблока», поскольку никакой другой силы, претендующей на правое поле, в обозримом будущем не появится. Все заявления г-на Юшенкова о намерении создать правую партию, альтернативную СПС, находятся пока на уровне проекта, и на данном этапе это вряд ли у него получится. Однако если вновь избранное руководство СПС будет активно идти в фарватере линии исполнительной власти и поступать по-чубайсовски, иными словами -- засовывая в карман свои либеральные принципы, не исключено, что какая-то часть партийных активистов уйдет вслед за г-ном Юшенковым.
Евгений Сучков, Институт избирательных технологий:
-- О появлении еще одной партии правого толка сегодня говорить не приходится. Действительно, в СПС идет сложный процесс становления, впрочем, процесс естественный, с которым сталкивается при создании любая партия. В этом смысле недовольные всегда найдутся. Конечно, попытаться создать новую политическую структуру на правом фланге можно. Вместе с тем при отсутствии для этого необходимых ресурсов такая задача практически неосуществима. С моей точки зрения, до тех пор пока основные фигуранты СПС, основные носители либеральных идей -- нынешние пять сопредседателей -- будут объединены или хотя бы будут демонстрировать видимость объединения, СПС будет восприниматься как единая массовая правая партия. В этом случае уход из СПС политиков второго ряда ничего изменить не может.
Борис Макаренко, Центр политических исследований:
-- Место для появления в России еще одной либеральной партии безусловно есть. Полагаю, эту нишу вполне может занять объединение «Яблоко». Сейчас либерального электората на две партии -- СПС и «Яблоко» -- хватает с трудом. Как он будет делиться на следующих выборах, предсказать пока невозможно -- обе партии испытывают проблемы с собственной идентичностью и пока не в состоянии дать избирателям четкое представление о себе. Главное же затруднение -- объяснение своей позиции относительно нынешней власти. И как мне кажется, шансы СПС и «Яблока» на следующих выборах будут зависеть от того, насколько либеральный электорат будет любить или не любить власть. В настоящий момент СПС сумел завершить процесс консолидации с минимальными потерями. И это объединение состоялось на основе «критической поддержки» власти. С моей точки зрения, откол отдельных фигур от правых по тем или иным причинам возможен, но это ни в коей мере не сможет разрушить СПС.
Владимир Жарихин, Межрегиональный фонд президентских программ:
-- Несмотря на то что у СПС сейчас появилась определенная политическая позиция, есть достаточно популярные лидеры, тем не менее у правых сохраняется один родовой недостаток, который как раз и может спровоцировать формирование еще одной правой партии. Так как они либералы и, соответственно, выступают за свободную рыночную экономику, то по идее они должны поддерживаться достаточно широким спектром предпринимательских сил. Но среди правых есть один неформальный лидер, Анатолий Чубайс, и его наличие будет провоцировать другие предпринимательские силы создать свою организацию. Такая организация будет, вероятно, носителем той же идеологии, но при этом будет опираться на более широкий спектр олигархов. Возможность появления второй правой партии все время существует. С моей точки зрения, нынешний президиум Российского союза промышленников и предпринимателей вполне может стать организационным и финансовым зародышем еще одной правой партии, если, разумеется, они этого захотят. Как мне кажется, правый спектр, и СПС в том числе, не должен ориентироваться на одного мощного и крупного олигарха, а должен отражать интересы целого нового класса крупных российских собственников.
Беседовала Мария НИКИФОРОВА