|
|
N°112, 30 июня 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Оправдания принимаются
Присяжные снова освободили разведчиков, обвиненных в убийстве мирных чеченцев
Вслед за резведгруппой капитана Ульмана Северо-Кавказский окружной военный суд на основании вердикта присяжных оправдал вчера двух других разведчиков -- старшего лейтенанта внутренних войск МВД Евгения Худякова и младшего лейтенанта Сергея Аракчеева. Как и спецназовцы капитана Ульмана, офицеры МВД обвинялись в убийстве мирных жителей Чечни -- трех рабочих строительной фирмы "Кавказ". Однако присяжные сочли вину офицеров недоказанной, и председательствующий на процессе судья Максим Топорков вчера был вынужден оправдать обоих лейтенантов.
По иронии судьбы погибшие Саид Янгулбаев, Абдулла Джамбеков и Нажмуди Хасанов строили казармы для военнослужащих 46-й бригады внутренних войск. 15 января все трое по производственной надобности отправились на «КамАЗе» на станцию Червленная, однако туда так и не доехали. По версии следствия, грузовик был остановлен бойцами разведгруппы под командованием Худякова и Аракчеева. Офицерам в рамках спецоперации в районе грозненского аэропорта Северный было приказано блокировать одну из дорог, что они и сделали, перегородив трассу бэтээром. Сначала разведгруппа остановила "Волгу", у водителя которой Шамиля Юнусова забрали документы и золотой перстень. Самого Шамиля бросили в БТР и позже увезли в расположение части, где жестоко избивали, требуя указать местонахождение боевиков. Потом Юнусова отпустили. А вот пассажиров другой задержанной машины разведчики, как считают следователи, расстреляли. Худяков якобы лично отвел трех строителей на обочину дороги, уложил их на землю и произвел выстрелы в голову. Потом «КамАЗ» с трупами расстрелянных строителей был подожжен. Впрочем, неопровержимых фактов, подтверждающих, что события развивались именно таким образом, следствие суду, по мнению присяжных, так и не представило.
Главным свидетелем на процессе выступил отпущенный разведчиками Юнусов, который расправы над строителями видеть не мог. Более того, свидетель защиты и одновременно командир разведки полка, где служили подсудимые, капитан Андрей Чурин заявил на процессе, что в день убийства трех чеченских строителей в часть поступила шифрограмма об угнанном бронетранспортере федеральных войск. То есть в принципе «КамАЗ» со строителями могли задержать неизвестные на угнанном бэтээре. Не исключено, что они же учинили и расправу над мирными жителями. В любом случае в следственной версии событий 15 января есть ряд так и не проясненных в суде нестыковок. Например, почему подсудимые столь непоследовательно "зачищали" место своего преступления -- убили и сожгли трех строителей, но при этом отпустили водителя "Волги" Юнусова.
И если в нашумевшем деле разведгруппы капитана Ульмана спецназовцы официально признавались, что это именно они расстреляли мирных чеченцев, выполняя при этом приказ вышестоящих командиров (так и не установленных следствием), то Худяков и Аракчеев изначально отрицали сам факт расстрела трех строителей. Между тем очевидна и тенденция лояльного отношения присяжных заседателей к российским офицерам (сначала к капитану Ульману и его сослуживцам, теперь к лейтенантам Худякову и Аракчееву), которые участвовали в боевых действиях на территории Чечни и которых теперь судят за совершенные преступления по законам мирного времени.
Игорь БУРАКОВ, Ростов-на-Дону