|
|
N°112, 30 июня 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Крепкий натовский орешек
Россия отстаивает свои интересы в Центральной Азии и Закавказье
Вчера в Стамбуле министр иностранных дел России Сергей Лавров выступил на заседании Совета евроатлантического партнерства (СЕАП) -- консультативного органа 46 государств, сотрудничающих с НАТО в рамках программы «Партнерство ради мира» (ПРМ). Комментируя «ВН» свое участие в работе этого форума, министр подчеркнул «что итоги СЕАП позволяют более полно учитывать реальные интересы России на пространстве Центральной Азии и Закавказья». Именно эти регионы оказались в центре дискуссий СЕАП.
Комментируя расширение партнерства НАТО со странами на этом пространстве, Сергей Лавров подчеркнул, что «Россия относится к этому как к объективной реальности» и готова к «открытому, транспарентному сотрудничеству со всеми заинтересованными странами и организациями». При этом, по словам министра, «такое взаимодействие не может не учитывать того, что уже сделано в Центральной Азии и на Кавказе в плане предотвращения угрозы вспышки дестабилизации в регионе, пресечения угроз, связанных с терроризмом и наркотрафиком». Не случайно большое внимание было уделено проблемам Афганистана. На заседании выступил афганский лидер Хамид Карзай, а все присутствующие высказались в поддержку усилий международного сообщества для нормализации ситуации в Афганистане.
Заседанию СЕАП предшествовала в понедельник министерская встреча в рамках Совета Россия--НАТО (СРН). На ней обсуждалось присоединение России к «Соглашению о статусе сил ПРМ», разработанному в 1995 году. Этот документ регулирует вопросы участия военных и невоенных представителей в совместных операциях, маневрах, выставках и так далее. Как сказал «ВН» заместитель главы МИД России Владимир Чижов, «без этого соглашения жить можно, но каждый раз решать эти проблемы на разовой основе довольно сложно».
Дав высокую оценку прошедшему заседанию СРН как «практическому и жизненно важному для развития партнерства России и НАТО», генсек Альянса Яап де Хооп Схеффер напомнил, что у сторон «есть свои озабоченности, которые отнюдь не замалчиваются». Речь шла о присоединении неофитов НАТО (трех государств Балтии и Словении) к адаптированному Договору об обычных вооруженных силах в Европе. В беседе с нашим корреспондентом генсек НАТО подчеркнул, что считает адаптированный ДОВСЕ важным документом, но при этом назвал его «крепким орешком» российско-натовских отношений. При этом де Хооп Схеффер подчеркнул необходимость связать «адаптированный ДОВСЕ и стамбульские обязательства». «Существуют не только политические, но и юридические связи между этими двумя моментами», -- отметил он. В свою очередь Сергей Лавров «главным стамбульским обязательством» считает «оперативное» осуществление «партнерами своих национальных процедур» по ратификации ДОВСЕ.
В целом стороны демонстрировали удовлетворение диалогом в рамках СРН. Но все же за дипломатически выверенными фразами явно чувствовалась определенная сдержанность. Это впечатление усугублялось тем, что генсек НАТО и российский министр провели отдельные пресс-конференции по итогам СРН. Буквально за час до этого де Хооп Схеффер и Хавьер Солана, верховный представитель Евросоюза по внешней политике и политике безопасности, дружески воркуя, пришли на общую пресс-конференцию.
Перспективным направлением партнерских отношений НАТО с Евросоюзом и Россией могло бы стать практическое наполнение идеи «параллельных процессов -- трансформация НАТО, становление оборонной составляющей Евросоюза и существенное углубление партнерства с Россией в рамках формирования единого общеевропейского пространства безопасности». Эта идея была выдвинута Сергеем Лавровым в Брюсселе в апреле. Разъясняя ситуацию вокруг этого «тройного измерения» партнерства, глава МИД России сказал «ВН»: «Идея сохраняет свою актуальность, и мы исходим из того, что ее нужно не столько обсуждать в ходе общих дискуссий, сколько рассматривать практически модальность ее реализации».
Катерина ЛАБЕЦКАЯ, Стамбул