Время новостей
     N°111, 29 июня 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  29.06.2004
Гвозди бы делать из этих детей
В Москве продолжаются гастроли китайского цирка
Программа китайского цирка «Львы, экзотика, Шаолинь» на сцене московского Театра эстрады начинается с торжественного выноса китайского флага. Оно и понятно. Цирк -- выражение китайской доблести. И участие в представлении юных монахов монастыря Шаолинь, демонстрирующих традиционное боевое искусство ушу, лишь подтверждает высокий статус в Китае этого низкого, по нашим представлениям, жанра искусства. Терпенье и труд по-китайски не только все перетрут, но и приведут к высотам духовного самопознания. Лишь овладев своим телом, полностью подчинив его своей воле, можно переходить к духовным упражнениям. И цирк, и ушу предъявляют изумленной публике образцы покоренной плоти.

Труппа «Золотого льва», гастролирующая в Москве, состоит из девчушек, младшей из которых только-только исполнилось девять лет, и пары-тройки их наставниц постарше. И вот эти дети минут десять без перерыва крутят на длинных тростях тарелочки, удерживая по три таких трости в каждой руке. Попробуйте столько же минут покрутить хоть ключ на пальце или повзбивать венчиком гоголь-моголь -- руки отвалятся. А китайские малышки не только старательно улыбаются, но и кувыркаются, выгибаются в самых невероятных позах, растягиваются в шпагатах -- и все, не прекращая вращения и не уронив ни одной тарелочки. Юный шаолиньский монах тоже почти улыбается, когда откусывает по маленькому кусочку стекло лампы, любезно предоставленной Театром эстрады, а потом тщательно его прожевывает, прижав микрофон ко рту, чтобы публика могла слышать жутковатый хруст стекла на его зубах. Старшие монахи позволяют колотить себя палками по спине, рукам, голове -- палки ломаются, монахи -- нет. Номера сопровождаются комментарием. Мужской голос трогательно предупреждает: «Внимание -- сложный трюк, особо сложный трюк». А когда монах встал на голову и позволил врезать себе палкой промеж ног, голос выдохнул: «Ужасный трюк».

В китайском цирке трюк самоценен. Минимум оформления: из номера в номер меняется только цвет однотипных костюмов, ритм однотипных национальных мелодий и оттенки подсветки. Более того, подготовка трюка никак не обыгрывается. Зрители как бы наблюдают рабочие моменты, когда артистки не «тянут носочков». И только добравшись до вершины шаткой лестницы, которую партнерша удерживает на ногах, крошка замрет в сложной стойке на руках и на мгновение отрепетированно-кокетливо улыбнется. Монахи тоже не скрывают того, как они настраиваются на каждый трюк: правильно подышал, сосредоточился, снял маечку с иероглифами, затянул на бедрах черный пояс и... пошел ложиться на лезвия мечей, сгибать пики, упертые остриями в его горло, или крушить головой кирпичи. Московский зритель не всегда успевал настроиться. Когда попросили самого сильного человека из публики принять участие в испытании десятилетнего мальчика-монаха, желающих долго не могли найти. Правда, бить ребенка никому не пришлось. Паренек с такой силой втянул животом обычную пиалу, что взрослый мужик, которого уломали-таки выйти на сцену, потянув за посудину, приподнял самого монаха.

Труппа «Золотой лев» не показала ничего нового -- для китайского цирка. В ее арсенале традиционные трюки, передаваемые из поколения в поколение. Но для москвичей сама эта традиция незнакома и удивительна, чем представления в Театре эстрады и интересны.

Елена ГРУЕВА
//  читайте тему  //  Театр