|
|
N°121, 08 сентября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Глобальное потепление работает на Бе-200
Российский рынок нуждается в сотне пожарных самолетов-амфибий Бе-200, и за рубеж можно продать еще штук триста, заявил вчера Александр Явкин -- первый заместитель генерального конструктора Таганрогского авиационного научно-технического комплекса (ТАНТК) им. Бериева. Этот оптимистический прогноз прозвучал на третьем салоне гидроавиации, которые ТАНТК раз в два года проводит в Геленджике. У салона международный статус, но выставляемые на нем машины имеют в основном не только общую национальность (российскую), но и общее место рождения -- Таганрог.
Гиганты мирового авиастроения, расположенные за пределами этого города, уже несколько десятилетий не держат гидроавиацию в списке своих приоритетов. Предупреждая ожидаемые обвинения в безосновательном коммерческом оптимизме, Явкин указал именно на это обстоятельство (конкурентов у тяжелых "бериевских" амфибий в мире просто нет), а также на глобальное потепление климата, которое с каждым годом делает проблему тушения лесных пожаров все более актуальной. "Температурный режим работает на нас, как это ни печально", -- отметил он.
Как бы в подтверждение его словам на выставку прибыла делегация сотрудников МВД Франции. Это ведомство, в частности, отвечает за тушение лесных пожаров и содержит для этих целей парк канадских самолетов-амфибий CL-215, впервые поднятых в воздух в 1969 году. В арсенале у французов есть и несколько более свежих модификаций той же машины, но они все же подумывают о возможности приобретения совсем новых самолетов-амфибий, а крупные машины такого класса нигде, кроме России, не проектируют. Другим перспективным рынком в ТАНТК считают Юго-Восточную Азию, в частности Южную Корею. А пока иностранцы размышляют, ТАНТК имеет только один твердый контракт -- на семь самолетов Бе-200, заказанных Министерством по чрезвычайным ситуацим России.
Государство финансирует разработку Бе-200 только на 15%, и это подвигло ТАНТК на необычные для российского авиастроения методы работы: доработка самолета и изготовление оборудования для его серийного производства идут параллельно, еще до завершения испытаний и получения сертификата.
Впрочем, российской гидроавиации мешают не только финансовые, но и естественные причины. Вчера на гидроавиасалоне самолеты-амфибии не летали. В Геленджикской бухте поднялась волна до одного метра высотой, и, как сказал Явкин, потенциальные французские заказчики сочли ее слишком угрожающей.
Михаил КУКУШКИН, Геленджик