Время новостей
     N°110, 28 июня 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.06.2004
Попадание в десятку
Минприроды приступило к «зачистке» лицензий
Минприроды начало выполнять свои угрозы в адрес нефтяных компаний и рассмотрело в минувшую пятницу возможность отзыва лицензий на десять крупнейших месторождений, которые не введены в разработку по вине недропользователей. Правда, весь объем работы чиновники за один день выполнить не смогли и пока провели работу только по трем соглашениям -- ЮКОСа, ЛУКОЙЛа и Shell. Оказалось, что конфликт между Shell и МПР, который начался еще год назад, не завершился, и компания по-прежнему рискует потерять Салымские месторождения. А вот «Сургутнефтегазу», наоборот, со стороны МПР ничего не угрожает: принадлежащее компании Талаканское месторождение было исключено из «расстрельного» списка и даже не рассматривалось, так как еще неделю назад в МПР решили, что к «Сургутнефтегазу» нет претензий.

Две недели назад глава МПР Юрий Трутнев заявил: «Совершенно точно, неиспользуемых месторождений быть не должно». И сообщил, что в скором времени его ведомство обнародует список десяти месторождений, лицензии на разработку которых не выполняются в полном объеме. В список попали Ковыктинское месторождение (подконтрольное ТНК-ВР), Штокмановское («Газпром» и «Роснефть»), Верхнечонское (ТНК-BP), Талаканское («Сургутнефтегаз»), Ванкорское («Роснефть»), Инзырейское, Южно-Хыльгуйское (ЛУКОЙЛ), Салымская группа (Shell) и Терско-Камовская (ЮКОС), а также группы месторождений, относящиеся к проекту «Сахалин-1» (оператор ExxonMobil).

Больше всего проблем оказалось у Shell с группой Салымских месторождений. Собственно, еще предшественник г-на Трутнева Виталий Артюхов прошлым летом пообещал отобрать у компании лицензию, если она не начнет разработку «Салыма». В самой Shell задержку объясняли тем, что ждали подписания СРП по месторождению, но только в начале 2003 года стало понятно, что соглашение заключено не будет. Но г-на Артюхова эти аргументы не удовлетворили, и он все-таки вынес предписание прекратить работы на одном из участков, входящих в Салымскую группу. Иностранцы оспорили это решение в суде, и осенью МПР и нефтяники договорились создать комиссию, которая согласовала бы новые условия разработки месторождения. Казалось, конфликт исчерпан. Тем более что в МПР заявляют, что между ведомством и недропользователем даже было подписано новое соглашение. Правда, до конца документы оформлены все же не были -- на них не стоит подпись администрации Ханты-Мансийского автономного округа, в котором находится месторождение. Теперь МПР собирается отозвать это соглашение и снова пересмотреть его.

Новое соглашение должно быть заключено в течение трех месяцев. «В нем будут прописаны очень жесткие сроки разведочных работ и сроки ввода месторождения в эксплуатацию, -- заявил газете «Время новостей» представитель МПР. -- Кроме того, с 1 октября на месторождении будут постоянно находиться наши наблюдатели, так что если условия не будут выполняться, компания должна будет сдать лицензию». В Shell пока не оценивают ситуацию критически. «Мы уже подписали ряд контрактов, согласно которым в рамках проекта инвестируем 500 млн долл., и сейчас завершается подписание новых условий лицензионного соглашения», -- заявил вице-президент компании Олег Румянцев и выразил уверенность, что проблем с лицензией у компании не возникнет.

ЮКОСу с ЛУКОЙЛом предстоит заключить дополнительное соглашение по двум лицензиям. Как заявляют в МПР, ЮКОС только на 50% провел работы по геологоразведке на Терско-Камовском месторождении, мотивируя это тем, что не смог найти нефть. Теперь он получил предписание подготовить дополнительное соглашение в течение трех месяцев и «выступил с инициативой, что добровольно сдаст лицензию, если не сможет соблюсти сроки эксплуатации». ЛУКОЙЛ должен определиться со сроком ввода в эксплуатацию Южно-Хыльгуйского месторождения. «По Инзырейскому претензий нет», -- говорят в МПР.

Сегодня заседание рабочей группы должно продолжиться.

Денис РЕБРОВ