|
|
N°110, 28 июня 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Был иль не был?
В Европе и Америке началась новая волна споров о личности Шекспира
24 июня британский литературный кружок «Общество де Вере» торжественно отметил очень солидную юбилейную дату -- 400-летие со дня смерти автора «Гамлета» и «Ромео и Джульетты». Те, кто помнит дату кончины Уильяма Шекспира, наверное, удивятся: ведь, согласно всем энциклопедиям, Бард умер 23 апреля 1616 года. Но члены этого общества вовсе не собирались чествовать актера Шекспира: они искренне считают, что автором великих трагедий и комедий был не он, а граф Оксфордский Эдуард де Вере, живший в ту же эпоху. Для аристократа елизаветинской эпохи де Вере получил прекрасное образование, учился в Оксфорде и Кембридже, путешествовал по свету. И, по мнению «Общества де Вере», именно он является самым великим британским драматургом, а вовсе не Уильям Шекспир. Просто граф, не желая марать свое благородное имя, выбрал этого актера в качестве псевдоавтора собственных сочинений.
Официальное британское шекспироведение на поклонников де Вере, устроивших подобную акцию, в очередной раз обиделось. Стэнли Уэллс, председатель фонда «Родина Шекспира», расположенного в Стратфорде-на-Эйвоне, гневно заявил: «Это все полная ерунда! Пьесы Шекспира писал Шекспир, а не де Вере!» Впрочем, Уэллсу не привыкать к подобным опровержениям: ведь кого только ни прочили на роль «истинного автора «Гамлета» -- например, драматурга Кристофера Марло или философа Фрэнсиса Бэкона. Есть даже предположения, что Шекспир -- это британский Козьма Прутков, поскольку де за этим псевдонимом скрывался целый коллектив авторов. В литературоведении уже появился и термин для тех исследователей, кто упорно отказывается верить в то, что Уильям Шекспир обладал талантом драматурга, -- «нестратфордианцы». И иногда кажется, что их больше, чем тех, кто доверяет авторству Шекспира. По крайней мере они продвигают свой товар гораздо активнее -- в газетных разделах «Скандалы и сенсации», а традиционная точка зрения присутствует в основном в скучных школьных учебниках.
Почему окололитературоведческая публика так не любит представлять актера Уильяма Шекспира в роли автора «Гамлета», «Макбета» и сотого сонета, понять трудно. Видимо, обычный лицедей из театра «Глобус» кажется слишком мелкой фигурой на фоне его величественных трагедий. Нелегко поверить, что пресловутые шекспировские страсти созданы человеком, чья жизнь за пределами сцены была, видимо, практически лишена хоть сколько-нибудь ярких событий. В любом случае серьезные (и гораздо чаще -- несерьезные) шекспироведы уже много лет развлекаются тем, что приписывают пьесы Шекспира различным современникам драматурга. Конспирологам от шекспирологии достаточно найти какого-нибудь англичанина той эпохи, который имел достаточно образования, чтобы написать хотя бы пару строк драматического диалога, -- и можно строить новую теорию.
Так, пока поклонники «неизвестного гения» де Вере в очередной раз праздновали годовщину смерти своего кумира, американский исследователь Робин Уильямс придумал новую суперверсию: по его мнению, творения Шекспира писала женщина. Он приписывает авторство пьес Мэри Пембрук, графине Оксфордской. Он утверждает, что эта аристократка увлекалась сочинением драм, но строгие нравы той эпохи не позволяли ей подписываться своим настоящим именем (театр считался низким искусством, недостойным благородной леди). Посему ее гениальные пьесы игрались под именем актера Уильяма Шекспира, чью репутацию это замарать не могло.
В доказательство собственной версии Уильямс приводит несколько косвенных улик. Например, то, что собрание драматических сочинений Уильяма Шекспира было посвящено графам Пембруку и Монтгомери, сыновьям графини Мэри. Американец обнаружил и некоторые «сомнительные» пассажи в сонетах Барда. По его мнению, если бы их написал мужчина, это явно свидетельствовало бы о его гомосексуальности. А если предположить, что автор -- женщина, то все встает на свои места -- дескать, вот нормальная гетеросексуальная страсть. Еще одна «улика» связана с прозвищем Эйвонский Лебедь, данным Шекспиру драматургом и поэтом Беном Джонсоном. Уильямс выяснил, что Мэри Пембрук владела поместьем на реке Эйвон, а ее символом был именно лебедь. Остается только предполагать, откуда хитрому Бену Джонсону было известно о столь тщательно скрываемом истинном авторстве «Короля Лира» и «Бури». Остается только добавить, что версию американского ученого, озвученную на конференции шекспироведов, донес до широкой публики немецкий таблоид «Бильд», что несколько уменьшает доверие к построениям Робина Уильямса.
Владимир ДЗАГУТО