Всего неделя прошла с тех пор, как в Астане лидеры пяти государств ЕврАзЭС убеждали друг друга и интеллектуальную элиту своих стран, что их светлое будущее -- в евразийском союзе. Именем великого Льва Гумилева, того самого, кто первым указал путь к этому союзу, они клялись, что только единое это пространство двух материков и населяющих их народов, без таможенных границ и разъединенных экономик, способно обеспечить всем счастье и процветание.
И вот странная метаморфоза. О том же самом, чуть ли не теми же словами, но при условии уже исключительно славянского братства говорили вчера в селе Синьковка, что расположено в Черниговской области Украины на стыке границ с Россией и Белоруссией. Там проходил международный молодежный фестиваль «Дружба-2004». А в гости к юным славянам трех государств приехали их президенты -- Леонид Кучма, Владимир Путин и Александр Лукашенко. Как много мудрых мыслей и ценных советов услышала от них молодежь, превозмогая сильный холодный ветер, свистящий сквозь всю Синьковку! И если в Астане самым красноречивым был киргизский президент Аскар Акаев, складывавший хвалебную оду второму по значимости после Гумилева евразийцу Нурсултану Назарбаеву, то вчера таким, без всякого сомнения, оказался украинский президент.
И не потому, что юные белорусы, украинцы и русские, затаив дыхание, слушали его «наказ: жить и работать как одна семья в будущем». И не потому даже, что «духовное и кровное родство» их дедов и отцов «особенно крепилось перед лицом внешней угрозы начиная со времен монголо-татарского ига»...
Дело вот ведь в чем. Леониду Даниловичу Кучме удалось сказать молодым то, что не решился сказать неделю назад в Астане -- в основном людям зрелым -- на степных пространствах, откуда угрожало славянам то самое «иго», ни один из евразийцев. Он объяснил им истинную цель «синьковского» мероприятия необходимостью «еще раз засвидетельствовать общность наших устремлений, приверженность демократическим ценностям». Дело в том --
и нам уже приходилось писать об этом, -- что в казахстанской столице слово «демократия» и его производные не звучали из уст президентов вовсе. Если не считать сделанного экспромтом замечания Владимира Путина о трудностях «сопряжения стремления к стабильности с демократическими процессами»...
Впрочем, заметим, что именно российскому президенту, хотя бы отчасти, удалось как-то связать два интеграционных праздника -- в Астане и Синьковке. В «столице» Евразии, Путин обличил «великодержавный шовинизм, национализм, личные амбиции тех, кто принимает политические решения и просто обычную пещерную глупость» как главные проблемы интеграции. Вчера он развил эту мысль, выразив уверенность, что «великодержавным шовинистам, националистам не растащить нас по их затхлым психушкам». Трудно сказать, кого конкретно имел в виду Владимир Владимирович, но если учесть, что он выступал на украинской земле, то можно предположить, что слушать его должны были в первую очередь граждане Малороссии. Возможно, уже на днях это удастся уточнить, когда на западе Украины адресаты путинской тирады обнаружат себя сами, не желая признаваться в том, что они живут в «затхлых психушках».
И если это случится, то можно не сомневаться -- сие болезненным бумерангом отзовется на предвыборном рейтинге наиболее вероятного преемника г-на Кучмы на президентских выборах в октябре, украинского премьера Виктора Януковича.
А то, что вчерашний фестиваль в Синьковке всего лишь очередное, хотя и грандиозное предвыборное мероприятие в пользу команды Леонида Кучмы, сомневаться не приходится. Иначе с чего бы, распрощавшись с юными славянами, журналистами и прочим культурным окружением, Леонид Данилович, Владимир Владимирович в сопровождении примкнувших к ним г-на Януковича и руководителя кремлевской администрации Дмитрия Медведева решили уединиться в родовом для украинского президента селении Чайкино?