Время новостей
     N°110, 28 июня 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.06.2004
Государство продало Utair
Нефтяная компания пришла в авиационную
Акционеры авиакомпании Utair в пятницу на годовом собрании избрали наблюдательный совет, который, как немедленно выяснилось, уже не представляет их интересов. В связи с этим в самые короткие сроки будет созвано внеочередное собрание акционеров.

Utair занимает пятое место среди российских авиакомпаний по объему пассажирских перевозок (1,5 млн человек в 2003 году). При этом компания активно занимается различными авиаработами, перевозкой грузов, оказанием аэропортовых услуг, техобслуживанием и ремонтом воздушных судов в России и за рубежом (в частности, по программам ООН). Авиапарк Utair насчитывает 117 самолетов и 184 вертолета. Чистая прибыль по итогам 2003 года составила 83 млн рублей.

В наблюдательном совете Utair семь мест. По итогам прошедшего в Ханты-Мансийске собрания три места заняли менеджеры компании: гендиректор Андрей Мартиросов и его заместители Андрей Потоцкий и Виктор Павличенко. По два кресла досталось сотрудникам администраций Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО) и города Сургута. Округ в совете представляют зампред правительства ХМАО Вячеслав Новицкий и директор департамента транспорта и связи Владимир Журавлев, а город Сургут -- вице-мэр Владислав Нестеров и председатель городского комитета по имуществу Артур Азнауров. Г-н Новицкий, как и в прошлом году, стал председателем наблюдательного совета. Эти назначения отражают серьезное присутствие двух территориальных администраций в капитале Utair. ХМАО, по состоянию на дату закрытия реестра акционеров перед собранием, владел 26,9% акций компании, а Сургут -- 18,8%. Остальные акции распределены между трудовым коллективом и юридическими лицами, контролируемыми менеджментом авиакомпании.

Но сразу после собрания глава Utair Андрей Мартиросов объявил, что чиновникам осталось заседать в исполнительном органе авиакомпании совсем недолго. На пресс-конференции по итогам собрания г-н Мартиросов сообщил, что администрации округа и города продали свои акции. Гендиректор сказал, что оба пакета (в сумме почти 46% акций) перешли в руки одного и того же инвестора, но отказался назвать его. Г-н Мартиросов лишь отметил, что покупатель -- «очень известная компания».

По неофициальным данным, окружные и городские власти продали акции без конкурса, а приобрели их структуры, аффилированные с компанией «Сургутнефтегаз». Пресс-секретарь Utair Игорь Блинов отказался подтвердить эти слухи корреспонденту газеты «Время новостей», однако не стал их и опровергать. Известно, что «Сургутнефтегаз» является одним из крупнейших клиентов Utair по вертолетным работам. Utair в свою очередь обладает крупнейшим в мире вертолетным парком среди коммерческих авиакомпаний.

По словам г-на Мартиросова, сделка по продаже акций состоялась уже после закрытия реестра акционеров, поэтому новый собственник не смог голосовать на собрании и выдвинуть своих кандидатов в наблюдательный совет. Поэтому в ближайшее время будет созвано внеочередное собрание акционеров, чтобы переизбрать исполнительный орган, приведя его состав в соответствие с новой структурой акционерного капитала Utair.

Очередное собрание акционеров оставило в наследство внеочередному пару серьезных нерешенных вопросов. Андрей Мартиросов сообщил, что на собрании акционеры не утвердили аудитора компании на 2004 год, а также не избрали ревизионную комиссию, так как ни один кандидат не набрал достаточного количества голосов.

Как стало известно газете «Время новостей», в очередной раз отложено подведение итогов тендера на поставку пяти региональных самолетов для Utair. Компания объявила этот тендер 25 октября 2003 года, а победителя-поставщика первоначально собиралась определить в феврале 2004 года. Однако объявление итогов неоднократно откладывалось. На этот раз оно перенесено на 19 июля текущего года.

Но, не дожидаясь завершения одного тендера, г-н Мартиросов в пятницу объявил, что руководство компании решило провести еще один: на поставку среднемагистральных самолетов. Причем к участию в нем будут допущены только иностранные лайнеры. Гендиректор сообщил, что компания решила приобрести пять таких самолетов, но еще не определилась, будут это Boeing-737 или Airbus-320.

Михаил КУКУШКИН