|
|
N°110, 28 июня 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Спасти рядовой музей
165 тысяч долларов пойдут на развитие российской провинции
Благотворительный фонд Владимира Потанина подвел итоги своего ежегодного конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире». Из 450 проектов, присланных из 66 регионов страны, отобрали 15 лучших, которым и достался грантовый бюджет в 165 тыс. долл. Парад-презентация проектов победителей конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» превратился в торжество российской провинции. И не потому, что столицы не участвовали. Участвовали активно, а две московские программы -- Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства (Международный музейный фестиваль исторических театров Европы «По обе стороны кулис») и Государственной Третьяковской галереи («Система клубов современного искусства» неутомимого Андрея Ерофеева) -- даже снискали заслуженную поддержку многоуважаемого жюри. Однако масштаб задуманных москвичами преобразований несравним с теми революционными изменениями в сознании горожан, что предлагают скромные провинциалы. Проект из Северска «Открытый музей в закрытом городе» предполагает реабилитацию людей, проживших жизнь за колючей проволокой и заставами. И прекрасно себя чувствующих в этой изоляции. Участники конкурса из крошечной Няндомы в Архангельской области тоже отрезаны от мира из-за бедности и удаленности, как тысячи российских медвежьих углов. Их проект «Видеомузей» предлагает не выход, но указатель пути в большой мир -- через искусство. Этот проект оказался абсолютным победителем неофициального конкурса -- ему отдали свои сердца и подписки журналы по искусству «Арт-хроника», «WAM» и «Пинакотека». Преобразование промышленного ресурса в культурный в карельском Сегеже -- задача проекта «Art-paper club в «Бумажном городе». Помимо нового взгляда на окружающий мир авторы надеются развернуть на себя текущий мимо туристический поток и тем самым внести лепту в экономическое развитие региона, а также пустить современное искусство в народ.
Привлечение туристов, размыкание гордиева узла, когда посетителей нет оттого, что неоткуда взяться, а взяться неоткуда, потому что вроде бы нечего смотреть, -- увлекательная задача, собравшая в номинации «Музей и туризм» действительно важные для регионов проекты. Музеи осознают важность и сложность поставленной задачи -- развитие внутреннего туризма сейчас ложится почти целиком на них -- и даже пытаются ее решать своими малыми силами. Самарский историко-краеведческий музей в проекте «Событие века» намерен организовать фестиваль на месте великой битвы Тохтамыша с Тамерланом. Одним ударом убить двух зайцев -- подтянуть до актуального уровня дела давно минувших дней и, позволив вникнуть в ценности кочевых культур, укрепить слабеющую на глазах толерантность граждан нашего многонационального, в том числе и в пределах Самарской области, отечества. Соловецкий музей-заповедник (проект «Гостеприимные Соловки») давно уже стал крупнейшим участником туристического рынка и видит перспективы собственного развития в непосредственной связи с окружающим регионом и общими для всех сущих в нем ресурсов. В номинации «Социальные сервисы для людей с ограниченными возможностями» победил проект из Ижевска «Город на ладони». Показательно, что победителя у Фонда Потанина и его замечательного конкурса перехватили -- финансирование проекта решило взять на себя Федеральное агентство по культуре и кинематографии.
Фаина БАЛАХОВСКАЯ