|
|
N°110, 28 июня 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сумрачные самураи
"Ночной дозор" на закрытии XXVI ММКФ
"Я проснулся, еще лишь стемнело. Лежал, глядя, как тают в щелях жалюзи последние проблески света, размышлял. Пятая ночь охоты -- и все безрезультатно. Едва ли и сегодня повезет..." Антон Городецкий (Константин Хабенский), весьма ценный сотрудник Ночного Дозора, неведомой простым смертным опричнины, поддерживающей баланс между Темными и Светлыми силами, продолжает свой путь, который испокон веков был определен Великой Битвой между Добром и Злом, -- человек (человек ли?), вынужденный ценой собственной жизни сохранять равновесие между двумя полюсами всего сущего.
"Ночной дозор" Тимура Бекмамбетова -- безусловный и основополагающий хит ближайшего кинематографического сезона, способный взорвать кассу, как никакой другой отечественный кинопроект. Экранизация одного из самых знаменитых романов, когда-либо вышедших из-под пера российского фантаста (и на самом деле пользующегося безусловно культовым статусом -- невозможно войти в метро и проехать остановку-другую, чтобы не наткнуться на индивидуума, сжимающего в руках заветный томик), удалась ровно настолько, насколько мы все рассчитывали. О том, что на самом деле она из себя представляет, имеет смысл рассуждать чуть позднее -- уже после того, как с 7 июля фильм триумфально, в этом уже сейчас нет никаких сомнений, пройдет "по всем экранам России". Пока же стоит сформулировать некоторые соображения, которые после первого просмотра клубятся нездешним дымом в ходящей ходуном голове -- будто вгоняющие в дрожь бесплотные стражи-дементоры в воздушном пространстве некоего учебного заведения под названием Хогвартс.
Итак, что же мы, в сущности, имеем? Имеем спецэффекты, абсолютно необсуждаемого мирового уровня, напоминающие то о "Властелине", прости господи, "Колец", а то и об отечественном мистическом триллере "Хагги-Траггер" (за роль в котором некогда Георгий Вицин получил номинацию на "Нику" -- голос Вицина, если кому интересно, звучит за кадром в одном из эпизодов "Дозора"). Имеем довольно сильно перекореженную по сравнению с романом-оригиналом фабулу -- но истинные поклонники Сергея Лукьяненко должны кинематографистов простить, а незнакомых с романом неофитов это и вовсе не должно беспокоить. Имеем пару сцен, которые могут без преувеличения называться шедевральными, -- таков, например, момент в заброшенной парикмахерской (Илья Лагутенко в роли вампира Андрея доказывает, что если бы ему придумали чуть более серьезную роль, он сыграл бы ее на все сто процентов -- с прищелком пальцев и невероятно подходящей к моменту привычно-глумливой улыбочкой; впрочем, даже играя на весьма ограниченном поле роли-камео, главный мумий-тролль страны выложился по полной) или появление вампирши-мстительницы в узко ограниченном пространстве дверного глазка. Имеем весьма сомнительный саундтрек, в котором безусловно фальшивым, но ослепительным бриллиантом сверкает лучшая песня группы "Блестящие" под названием "А я все летала", которую не было бы стыдно исполнить и самой булгаковской Маргарите (ее роль по мере сил исполняет экс-солистка "Блестящих" Жанна Фриске). Имеем феноменального Гошу Куценко в небольшой, но дорогого стоящей рольке-бенефисе. Имеем, наконец и не в самую последнюю очередь, опыт продуктивного осмысления современных голливудских блокбастеров. От помянутого уже "Властелина" здесь помеченная безумной "стаей воронов" "Великая битва", от новых эпизодов "Звездных войн" -- момент финального перерождения мальчика Егора в форменного Дарта Вейдера, от "Убить Билла" (да-да) -- прерывание повествования на самом интересном и интригующем месте.
Все эти отсылки и реминисценции ни в коем случае не должны восприниматься как упрек -- сердце поет и душа радуется от осознания одного того факта, что люди, взявшиеся за "Ночной дозор", как минимум учли опыт своих предшественников. Сочетание мистического контекста с реалиями наших дней (включая офисные помещения Дозора, которые не узнает разве что последний маргинал, а также невозможные, но на самом деле существующие Ватутинки) удалось на славу, и есть надежда, что в следующих, уже обещанных Константином Эрнстом сериях "Дозора" оно сработает в полную силу (среди прочего очень не хотелось бы терять из поля зрения фактурного и роскошного Валерия Золотухина в роли соседа Городецкого -- остепенившегося вампира). Пока же придется повториться: фильм блестящий, но не ослепительный. Конечно, "Ночной дозор" вгонит в дрожь немалое количество зрителей и, что еще важнее, одним своим появлением даст возможность запуститься другим российским проектам с невозможными до сего времени бюджетами и весьма своеобразной основой.
Но, в сущности, проникнутые неземным светом московские подворотни заслуживают немного большего. Куда более пристрастного и серьезного к себе отношения -- примерно такого, как в книге-оригинале. Пухнущие потусторонним, абсолютно мамлеевским ощущением интерьеры и пейзажи дают понять, что на самом деле все было куда серьезнее и значительнее.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ