|
|
N°110, 28 июня 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Вся власть -- политсоветам
«Союз правых сил» остался без лидера на неопределенный срок
«Союз правых сил» на втором после парламентских выборов 2003 года съезде в субботу так и не выбрал нового лидера партии. Более того, СПС даже не установил себе временных рамок на его избрание. При этом большая часть делегатов согласилась, что партия без лидера -- не совсем партия.
В течение первого часа съезда делегаты переругались между собой, решая, стоит ли проблему лидерства в СПС вообще обсуждать на этом съезде. «Демократическая дискуссия» закончилась тем, что вопрос о председателе партии решили рассмотреть в рамках вопроса об идеологии. В президиуме съезда после мучительного утверждения повестки сделали вывод, что в партии наблюдается «какое-то противоречие». Противоречие заключалось в том, что, по мнению одних правых, после ухода в январе всех сопредседателей партии -- Бориса Немцова, Ирины Хакамады, Егора Гайдара и Анатолия Чубайса -- уже пора бы выбрать нового лидера. По мнению других, лидера выбирать нельзя до тех пор, пока не появится кто-то, способный сравниться по масштабу с ушедшими господами.
Член СПС Елена Мизулина в разговоре с корреспондентом газеты «Время новостей» посоветовала своим соратникам с выбором лидера не временить: «Конечно, есть версия, что в партии нет такого яркого лидера, как были, и поэтому съезд принял решение, что лучше пока остаться без лидера. Моя позиция состоит в том, что лидер должен быть. И необязательно стремиться к тому, чтобы это была очень яркая личность. Партия без лидера -- это не по-российски. Наше сознание персонифицировано, мы воспринимаем в политике личности. Если нет личности -- ощущение, что и партии нет. Я лично считаю, что нужно избрать лидером известного в партии человека хотя бы на год. Нужно, чтобы люди понимали, что есть руководитель, есть человек, избранный съездом, который отвечает за организацию».
Бывший сопредседатель партии Борис Немцов, соглашаясь, что «партия без лидера -- это плохо», убежден, что партия «лидера до 2007 года обязательно изберет». Но поскольку этот лидер должен дать правым новый импульс, он должен быть «политическим тяжеловесом». А такового партийцы еще не нашли.
В результате задача избрания лидера была признана «тактической», но решение ее отложено на неопределенный срок. В заключении, принятом съездом, говорится, что будущего лидера определят путем проведения предварительных выборов (праймериз), массовых опросов членов партии и ее электората, а также обсуждения программ претендентов на этот пост. Но предложение как-то локализовать этот процесс во времени с упорством отклонялось.
Член политсовета СПС Евгений Ясин, научный руководитель государственного университета Высшая школа экономики, предложил правым решать вопрос поэтапно: «Я считаю, что для сохранения партии наличие формального лидера необходимо. Поэтому мы могли бы внести поправки в устав партии и сделать так, чтобы председателя политсовета выбирал политсовет. А вопрос о лидере отложить на тот момент, когда решится вопрос с единым списком демократического движения. Принципиальный вопрос, который нам нужно решить, -- взаимоотношения власти и демократических сил. Это довольно трудно, потому что, по опросам избирателей, три четверти избирателей СПС голосуют за Путина. Нам нужен лидер. Но демократическое движение не воспринимает, например, Анатолия Чубайса как лидера демократического движения. А я не считаю, что партия должна отказываться от него -- это исторического масштаба лидер. Другое дело, как решит сам Чубайс». На прошедшем съезде ни один из бывших лидеров партии в новое соревнование за пост председателя вступить не согласился.
Идеологический поворот пути «Союза правых сил» в новой интерпретации оказался не менее причудлив. Главный идеолог СПС Леонид Гозман сообщил делегатам, что СПС вовсе не партия бизнеса, как говорилось раньше, а «партия трудящихся, партия большинства народа»: «Мы выгодны большинству, но перед выборами мы не смогли ему это объяснить!» Оценивая причины поражения правых на парламентских выборах, г-н Гозман предположил, что СПС рассматривается как «партия героического прошлого»: «Мы боялись говорить то, что мы думаем, старались высказывать не свою точку зрения, а угадать, что от нас хотят услышать». Леонид Гозман заявил: «Хотя либеральные реформы проклинают 90% населения, но зато мы в них верим». Это заявление должно было продемонстрировать незыблемость принципов правых.
К вечеру съезд принял решение «считать важнейшей задачей при подготовке к парламентским выборам 2007 года образование широкой коалиции всех сил, разделяющих основные ценности партии -- демократическое гражданское общество, рыночная экономика, защита прав человека, прав собственности, европейский путь развития России». Правда, пока круг конкретных коалиционных партий для СПС также не определен.
Путин -- главный кандидат на пост лидера СПС
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные о том, как россияне видят перспективы демократических сил на политической арене.
По поводу представительства интересов «Союзом правых сил» 35% респондентов считают, что эта партия выражает прежде всего интересы крупного бизнеса, 12% -- государственных чиновников и бюрократии и 10% -- региональных элит. Что же касается массовых слоев, чьи позиции, по мнению россиян, защищает «Союз правых сил», то 10% опрошенных отметили средний класс, 7% -- интеллигенцию. Крайне мало опрошенных считает, что СПС выражает интересы рабочих и крестьян (1%), незащищенных слоев общества (2%), всего российского населения в целом (3%).
По данным опроса, если бы выборы в Государственную думу состоялись в ближайшее воскресенье, то за «Союз правых сил» проголосовали бы лишь 2% избирателей.
Опрос показал, что наиболее подходящим лидером будущих объединенных демократических сил респонденты считают Владимира Путина (22%). Многие хотели бы видеть и новые лица, а не «записных» демократов -- 14%. Далее с большим отрывом следуют Борис Немцов (7%) и Ирина Хакамада (4%). Рейтинг остальных политиков из предложенного списка не превысил и 3%.
При этом Борису Немцову доверяют, полностью или отчасти, лишь 16% опрошенных, не доверяют в той или иной мере -- 73%. Доля доверяющих Ирине Хакамаде также заметно меньше доли не доверяющих (22 и 71% соответственно). Относительно высоким уровнем доверия у россиян пользуется Владимир Рыжков (28%), хотя по общему коэффициенту доверия и он находится в минусе.
Значительная часть населения полагает, что объединение демократических сил, в частности на платформе «Комитета-2008», невозможно. Об этом говорят 40% опрошенных. Лишь 21% верят в возможность возникновения такой коалиции. Причем в группе с доходами больше 5001 руб. в месяц (т.е. среди наиболее вероятных избирателей объединенных демократов) мнения по этому вопросу разошлись наиболее радикально: 36% ответили, что объединить все демократические силы возможно, и 51% -- что невозможно.
Общероссийский опрос был проведен в 100 населенных пунктах 39 областей, краев и республик России.
Дарья ГУСЕВА