|
|
N°109, 25 июня 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Административные метаморфозы
ФСФР все еще не регулятор
На вчерашнем заседании правительства было одобрено положение о Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР). Однако эпопея с образованием нового регулятора все еще не завершена. Указ президента от 9 марта, упразднявший ФКЦБ и учреждавший ФСФР, а затем и утвержденные правительством 9 апреля «Вопросы ФСФР» определяли службу как орган исполнительной власти, действующий на основании принципа единоначалия и осуществляющий свою регулирующую роль с помощью приказов руководителя службы. Между тем действующий закон «О рынке ценных бумаг» описывает федеральный орган по проведению государственной политики на рынке ценных бумаг как коллегиальный. Построенная на основе единоначалия ФСФР, согласно букве закона, не является таким органом. Поэтому сегодня она вправе осуществлять лишь надзорные функции на основании «Вопросов ФСФР», но не может регулировать до приведения закона «О рынке ценных бумаг» в соответствие с концепцией реформы правительства.
Первым шагом на пути адаптации действующего законодательства к нуждам текущего момента стало принятие Госдумой 11 июня в третьем чтении малозаметного закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления». В действующий закон «О рынке ценных бумаг» были внесены поправки, упраздняющие экспертный совет при регуляторе и оставляющие вопрос о его коллегиальности на усмотрение правительства. Вчера, комментируя утвержденный правительством проект положения о ФСФР, ее глава Олег Вьюгин обратил внимание на эти новации. По его словам, служба по своей структуре является сегодня органом единоличным, но мировая практика показывает, что в подавляющем большинстве стран руководство финансовыми регуляторами осуществляется коллегиально, и он сам хотел бы создать в ближайшее время коллегиальный орган управления ФСФР.
Новая редакция закона «О рынке ценных бумаг» в части описания регулятора разрешает возврат к практике коллегиальности. Действительно, одобренное вчера положение поручает ФСФР до 1 января 2005 года внести в правительство предложения об образовании коллегиального органа по регулированию и надзору на финансовом рынке. Принятые Думой новации дают, таким образом, возможность ФСФР приступить к регулированию на основе единоначалия уже в ближайшее время, а вопрос о возвращении к коллегиальности рассмотреть потом. При этом «новая» коллегиальность, по словам Олега Вьюгина, видится ему отличной от «старой» коллегиальности почившей ФКЦБ, члены которой назначались все-таки по представлению ее председателя, зависели от него и не обладали свободой в принятии решений. В будущем, по мнению г-на Вьюгина, следует перейти к практике назначения членов ФСФР сторонними организациями, например Думой, как это делается при назначении членов совета директоров Центробанка. В состав ФСФР могли бы входить на основании ротации авторитетные представители рынка, которые лучше, чем чиновники, знают, что нужно для бизнеса. А препятствием для лоббирования этими представителями своих интересов была бы коллегиальность принятия решений.
Пока Дума, правительство и ФСФР проверяли закон «О рынке ценных бумаг» на эластичность, приспосабливая его к реорганизации кабинета, прошло четыре месяца. В отсутствие регулятора накопилось достаточно неотложных проблем. Участникам реформирования до прояснения положения и полномочий ФСФР не остается иного выбора, кроме нового латания законодательства.
В то время, когда правительство утверждало положение о финансовой службе, кредитный комитет Госдумы одобрял новые поправки. В конце 2002 года вступили в силу изменения в законы "О рынке ценных бумаг" и "О некоммерческих организациях", в соответствии с которыми организаторы торговли, не имеющие лицензии фондовой биржи, утрачивали право осуществлять листинг ценных бумаг с 1 января 2004 года. На подзаконном, что странно, уровне постановлением ФКЦБ №54-пс был установлен иной срок -- до 1 июля 2004 года. Эта норма затрагивает прежде всего ММВБ, имеющую только лицензию организатора торговли. Фондовую секцию крупнейшая биржа страны предполагала выделить в отдельную дочернюю структуру ЗАО «Фондовая биржа ММВБ», которая, однако, до сих пор не получила лицензию и, конечно, физически не успевает перевести котировальные листы с материнского предприятия. Новая же законодательная инициатива дает право организаторам торговли осуществлять листинг до 1 января 2005 года. Комментируя очередную правку, Олег Вьюгин заметил, что завершить ее в соответствии с принятой процедурой вряд ли удастся ранее середины июля. Что касается ММВБ, то решать, что делать с 1 июля, она должна сама, а дело ФСФР -- подготовить соответствующее предписание, с которым г-н Вьюгин пообещал, правда, особенно не торопиться.
Игорь ПОЛИЩУК