|
|
N°22, 08 февраля 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Кадровая карусель по-польски
Качиньские занялись любимым делом -- аппаратными играми
Вчерашняя отставка еще одного силовика в правительстве Ярослава Качиньского (до этого в понедельник был уволен министр обороны Радослав Сикорский) оказалась громом среди ясного неба. Никто не мог предположить, что пост министра внутренних дел и администрации может покинуть самый, пожалуй, доверенный человек и соратник премьера и президента -- вице-премьер Людвик Дорн, один из основателей нынешней партии власти «Право и справедливость». Но премьер и лидер партии Ярослав Качиньский отставку принял без промедления. Сам Дорн объяснил ее лаконично: «Премьер потребовал решений, к которым у него иной подход».
Сразу вслед за этим пришла новость уже из президентского дворца: прошение об отставке подал советник по международным делам в ранге министра Анджей Кравчик. И тут все решилось на скорую руку -- президент Лех Качиньский удовлетворил просьбу. Но отставка Кравчика неожиданностью не стала -- президентского министра упрекали в ухудшении польско-германских отношений и мягкотелости в контактах с немецкими политиками. Была памятна и его осторожность в реакции на возмущенное письмо экс-министров иностранных дел, протестующих против обвинения их в сотрудничестве с советскими и российскими спецслужбами.
Кравчик мотивировал свое решение об отставке «личными причинами», но оказалось, что речь идет о «люстрационных проблемах». В агентстве внутренней безопасности обнаружили подписанное им еще в 1982 году обязательство сотрудничества с войсковой спецслужбой. И хотя следов агентурной деятельности Кравчика нет, и сам он утверждает, что не был сексотом, в президентской администрации решили с ним расстаться.
Бреши на ключевых государственных постах (вчера появилась еще одна вакансия в президентском дворце -- глава администрации Александр Щигло официально получил портфель министра обороны) вызвали поток имен кандидатов на их замещение. В польских СМИ обсуждают и трудоустройство министра иностранных дел Анны Фотыги -- наиболее критикуемого члена правительства. Но премьер Ярослав Качиньский сурово пресек «газетные спекуляции», заявив, что «все претензии к пани Фотыге высосаны из пальца». А это уже похоже на то, что ее судьба будет зависеть о того, не перетянет ли ее Лех Качиньский из правительства в президентский дворец.
До самого вечера держалось напряжение вокруг кандидатуры нового министра внутренних дел и администрации. Политики всерьез обсуждали в качестве претендента на этот пост даже одного из лидеров оппозиционной «Гражданской платформы» Яна Рокиту, который, уже имея за плечами опыт государственной службы, мог к тому же и поправить имидж партии власти, не допускающей хотя бы подержаться за бразды правления чужим рукам. В конце концов внимание стало концентрироваться все же на генеральном прокуроре Януше Качмареке, который работал когда-то под руководством Леха Качиньского в министерстве юстиции.
Похоже, что партия власти начинает исчерпывать «скамейку запасных». В кадровой карусели замелькали одни и те же люди. Так что на внешней политике Польши, включая отношения с Россией, это скажется мало.
Валерий МАСТЕРОВ, собкор «Московских новостей» в Варшаве, -- для «Времени новостей»