|
|
N°91, 28 мая 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сила и воля
Российские правые могут не пить, не есть и не спать
Слияние, о котором восемь месяцев говорили российские либералы, свершилось. Единая партия родилась в ночь на воскресенье. В новорожденный "Союз правых сил" вошли девять правых партий и движений. По происхождению партия -- либеральная (в кругу своих -- буржуазная). Лидеры распущенных ради нее организаций нашли место в федеральном политсовете, который будет руководить партией между съездами. Вошедшие в пятерку родоначальников (сначала предвыборного блока, затем движения СПС) Борис Немцов, Анатолий Чубайс, Егор Гайдар, Ирина Хакамада и Сергей Кириенко стали сопредседателями партии, застраховав детище от «вождизма». Так и не ставшая гимном России «Патриотическая песня» Глинки стала партийным гимном.
На финальном этапе рождения партии либералы продемонстрировали завидную выносливость. Объединительный съезд, начавшись в 10.00 в субботу, длился 22 часа без перерывов. «Нас тут не кормят, не поят и спать не дают», -- обратился один из делегатов к президиуму съезда в шестом часу воскресного утра. «Слабые люди не могут создавать сильную партию», -- парировал Егор Гайдар. (Аплодисменты. Смех. Крики «вау».) Как долго объединенные либералы смогут выносить друг друга, выяснится до конца года, когда они вновь соберутся на съезд, чтобы привести организацию в соответствие с будущим законом о партиях. О силе новой партии можно будет судить не раньше очередных думских выборов.
Пока же очевидно, что, превратившись в партию, СПС вполне вписался в «трехглавую» конструкцию, представляющую собой удобную опору для власти. В политическом центре -- «партия власти» как безотказный инструмент для политических действий. Эта роль уготована сливающимся "Единству" и ОВР. Слева -- готовая «поддерживать все полезное» КПРФ, справа -- готовая «поддерживать либеральные инициативы» СПС. Правда, столь удобный для власти проект вряд ли выдержит привязку к российскому политическому полю. На пространство между центром и левыми нацелился Михаил Горбачев. Экс-президент СССР, к инициативе которого, по сведениям газеты «Время новостей», с одобрением относятся в Кремле, пытается собрать воедино граждан, которых в равной степени пугают и капитализм, и коммунизм. Григорий Явлинский, склонившись к тесному взаимодействию с СПС, не намерен покидать пространство между центром и правыми. Поэтому «Яблоко» в июне созывает «Демократическое совещание», чтобы координировать свои действия с теми демократическими движениями, которые не сочли для себя возможным влиться в единую партию либералов. Ситуация на левом фланге, можно сказать, комфортная: избирателей здесь хватит и на коммунистов, и на некоммунистов. Электоральное же поле справа заметно скромнее.
Поэтому партии СПС, пообещавшей на съезде провести в следующую Думу 100 кандидатов, придется, скорее всего, конкурировать на выборах с нынешними партнерами. Победить в конкуренции лишь на основе пропаганды собственной программы в ближайшие выборы явно не удастся: большинство избирателей теперь верят обещаниям только тех политиков, кто уже у власти. Кроме того, положение СПС осложняют гг Гайдар и Чубайс -- «символы» десятилетия реформ, которые они сами же в прошлую избирательную кампанию назвали несостоявшимися.
Стало быть, к новым выборам СПС должна будет предъявить конкретные дела. Пока партия записывает себе в актив налоговую реформу, Земельный кодекс, будущую судебную реформу. Правда, неделю назад делегаты ликвидационного съезда ДВР недоумевали, почему лавры правых достаются другим. Автором гайдаровской налоговой реформы стал Сергей Шаталов, автором разработанной либералами судебной реформы станет Дмитрий Козак, а роль главного правозащитника в России выполняет генпрокурор. Эта же участь наверняка ждет либералов и после объединительного съезда, который решил поддерживать все либеральные инициативы власти и блокировать все идущее вразрез с программными установками СПС.
Полпред президента в Приволжском округе Сергей Кириенко потребовал: «Партия должна быть дееспособной». Возможно, ради этого все сопредседатели, кроме Егора Гайдара, рассчитывали, во-первых, на то, что у партии будет единый лидер Борис Немцов, во-вторых, на то, что съезд закрепит в уставе жесткие нормы дисциплины. Расчет их сначала оправдался. Г-н Немцов стал всего лишь председателем политсовета. Но процедура его выборов -- по представлению съезду членами политсовета -- означает, что у него де-факто полномочия лидера партии.
Делегация ДВР не смогла заблокировать эту норму устава, как не смогла добиться и гарантий прав меньшинства. Большинство делегатов утвердило норму, согласно которой решение большинства должно быть обязательным для исполнения всеми партийцами. Делегация ДВР в ответ заявила, что она будет голосовать консолидировано против такого устава. После этого пятерка сопредседателей, посовещавшись, убедила съезд пойти на компромисс. Несогласные с решением большинства члены СПС теперь имеют право не исполнять этого решения, публично заявлять о своей отличной позиции, но обязаны не препятствовать большинству выполнять свое решение.
«Ни у кого в мире нет такого супердемократического устава», -- сообщил Борис Немцов. Но с точки зрения «менеджмента, управляемости» это неэффективно, подчеркнул он. В то же время г-н Немцов признал, что «партия -- это не акционерное общество», и выразил готовность работать по тем нормам, на которые согласился съезд. В конце концов, по его словам, «надо иметь в виду, что рано или поздно каждый из нас будет в меньшинстве».
Правые о себе
Борис Немцов, председатель федерального политсовета партии СПС: «Главное то, что создана единая либеральная партия. Главное то, что она демократическая. Главное то, что она будет отстаивать интересы среднего класса. Главное то, что мы не допустим диктатуры. Главное то, что мы будем бороться за снижение налогов и открытую экономику. Главное, что мы не дадим заткнуть рот нашей прессе. Вот это -- главное».
Сергей Кириенко, сопредседатель партии: «На вопрос, нужна ли нам партия, которая правее власти, я отвечаю -- безусловно».
Егор Гайдар, сопредседатель: «У СПС не может быть хозяина».
Елена Мизулина, член партии СПС, депутат Думы (фракция «Яблоко»): «Будь то президент России, будь то президент РАО «ЕЭС», будь то самый уважаемый человек, например Солженицын, -- не справится в одиночку с бюрократией. И справиться сможет только одна политическая сила -- демократическая партия. Потому что она не связана так с бюрократией, как любая другая существующая в России партия. Она свободна от бюрократии по своей природе. Наше влияние среди людей -- это гарантия против авторитаризма власти в России, гарантия против бюрократизации власти».
Виктор ХАМРАЕВ