|
|
N°91, 28 мая 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Приятные хлопоты
МВФ одобряет действия российских властей
Завтра Совет директоров МВФ рассмотрит отчет своей российской миссии в рамках так называемого постпрограммного мониторинга -- режима, применяемого к странам, которые отказались от текущего кредитования, но имеют перед Фондом высокую задолженность. Несколько дней назад проект отчета получили и в российском правительстве. Если в Белом доме сочтут необходимым, то после обсуждения на Совете директоров документ может быть опубликован. Скорее всего так и произойдет -- у российских чиновников нет оснований его скрывать. По информации газеты «Время новостей», оценка действий правительства и ЦБ, которая содержится в докладе миссии, в целом одобрительная. Указанные недостатки можно перечислить буквально на пальцах одной руки, и самый серьезный из них -- смягчение денежной политики в конце прошлого года, приведшее к росту инфляции.
В качестве приложения к отчету миссии Совету директоров МВФ будет представлено совместное заявление правительства и ЦБ, которое должно было послужить основой для несостоявшегося соглашения с Фондом. А в пятницу Минфин представил в правительство план конкретных мероприятий по выполнению заявления. Этот амбициозный документ, предполагающий принятие до конца года 11 законов, восьми постановлений правительства и целого ряда иных актов (всего 30 пунктов), тоже весьма порадовал бы чиновников Фонда.
Уже в мае правительство планирует представить в Думу законопроекты, предусматривающие снятие ограничений на выпуск облигаций Банка России. В июне предусмотрены составление плана работ по реорганизации Внешэкономбанка и созданию агентства по управлению госдолгом, утверждение техзадания для подготовки стратегического обзора ВТБ, принятие постановления по реструктуризации электроэнергетики, отмена балансовых заданий по сжиженному газу, принятие постановления по обеспечению недискриминационного доступа к экспортным нефтепроводам, а также такая благородная мера как «разработка плана действий по решению экономическими методами вопросов устойчивости поставок нефти и нефтепродуктов на внутренний рынок».
Июль, судя по графику, правительство планирует провести в отпусках или в хлопотах по реструктуризации самого себя. На этот месяц намечена лишь одна мера -- принятие постановления правительства по обеспечению решения проблемы стратегических потребителей энергии. Зато август--сентябрь обещают быть напряженными уже в содержательном плане. На август запланирована такая революционная мера (МВФ настаивал на ее проведении несколько лет) как переоформление части госбумаг, находящихся в портфеле ЦБ, в бумаги с рыночной процентной ставкой. Впрочем, здесь, видимо, многое будет зависеть от бюджетных возможностей по обслуживанию этой части госдолга на рыночных условиях. То, как напряженно складывается у Минфина проект бюджета-2002, вряд ли дает Центробанку много оснований для оптимизма.
В это же время Минфин предлагает провести очередные меры по усовершенствованию бюджетной системы (подготовка закона по приостановлению нефинансируемых федеральных мандатов) и начать банковскую реформу. В частности, в августе планируется подготовить поправки в ГК и в закон о несостоятельности, предусматривающие совершенствование порядка защиты прав кредиторов в случае банкротства (в том числе банков). Вслед за этим, в сентябре, правительство и ЦБ разработают совместную стратегию развития банковского сектора и проведут анализ стратегии развития Сбербанка. Кроме того, на сентябрь запланировано создание на базе ВЭБ агентства по управлению госдолгом. В конце года предполагается внести изменения в закон о ЦБ, регламентирующие его выход из капитала росзагранбанков.
Несколько мер затрагивают основные российские монополии, в которых государство владеет крупными пакетами акций, -- «Газпром» и РАО «ЕЭС России». Так, правительство планирует направить директивы представителям государства в этих компаниях об ужесточении финансовой дисциплины в отношении потребителей энергоресурсов путем жесткого применения отключения неплательщиков, осуществлении всех платежей РАО «ЕЭС» и региональных энергокомпаний в денежной форме, предъявление «Газпромом» к РАО «ЕЭС» таких же требований по оплате, как и к другим коммерческим потребителям. «Живые» деньги в платежах потребителей услуг РАО «ЕЭС» к концу года должны составить (за исключением векселей) 85%, «Газпрома» -- 80%, «Транснефти» -- 95%. В конце года правительство планирует внести поправки в ГК, позволяющие прекратить поставки тепла и электроэнергии населению в случае неуплаты. Это, пожалуй, единственная мера, выполнение которой почти невероятно.
В сентябре в Москву приедет миссия МВФ, целью которой будет мониторинг выполнения совместного заявления правительства и ЦБ. А уже в начале июня специалисты Фонда прибудут в российскую столицу для изучения проекта федерального бюджета-2002. Предполагается, что часть экспертов начнет работу уже 7 июня, когда проект бюджета будет рассмотрен правительством, а 13 июня к ним присоединится и глава российской миссии МВФ Жерар Беланже.
По информации газеты «Время новостей», работа «бюджетной» миссии закончится визитом в Москву первого замдиректора МВФ Стэнли Фишера. Впервые за долгое время Россию посетит столь высокопоставленный чиновник Фонда, но этот визит и без того будет особенным. Г-н Фишер, который курировал в течение последних семи лет отношения с Россией и фактически был соавтором российской экономической политики, дорабатывает в своей должности последние месяцы. В начале мая он объявил, что к концу года покинет Фонд. Нынешние отношения России с МВФ не предполагают каких-либо переговоров на столь высоком уровне, поэтому приезд Стэнли Фишера носит скорее символический, прощальный характер. Но для российских властей, несомненно, будет важно услышать оценку своих действий из уст столь авторитетного человека.
Андрей ДЕНИСОВ