|
|
N°109, 25 июня 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Демократию не приносят в орудийном стволе»
Джон БРАУН, сотрудник Института дипломатии Джорджтаунского университета, покинул дипломатическую службу США, где работал с 1981 по 2002 год, в знак протеста против войны в Ираке. Уйдя в отставку, г-н Браун (как специалист по России и в прошлом атташе по культуре в посольстве США в Москве) публикует неприятные для Белого Дома статьи, указывая на нестыковки в заявлениях американских чиновников о мирной жизни в освобожденном Ираке. Корреспондент газеты "Время новостей" беседует с г-ном Брауном о том, что происходит в американском обществе под влиянием иракской войны.
-- Почему вы так решительно выступаете против войны в Ираке?
-- Она не была тщательно и точно объяснена. Это главная причина. Я подал в отставку, поскольку президент не смог должным образом объяснить мне и многим другим, зачем мы начали эту войну. Не была принята во внимание цена этой войны -- как для населения, так и для экономики США.
-- Вас вынудили уйти с дипломатической службы?
-- Нет. Это было мое решение. Как дипломат я был обязан выразить протест против вторжения в Ирак. Как американский гражданин я был обязан высказаться вслух. Это одна из великих американских традиций -- право отдельно взятого гражданина громко заявить о своем мнении. Я воспользовался этим правом, когда понял, что мы вступили на опасный путь, который грозит национальным интересам и престижу США.
-- Вас не просили остаться?
-- Нет. Я послал по электронной почте письмо госсекретарю с прошением об отставке и объяснением ее причин. Но ответа так и не получил.
-- Это нормально для государственного департамента?
-- На письма в принципе принято отвечать. Этого требует простая вежливость. Но одна из неприятных черт нынешней американской администрации -- плохое воспитание и плохие манеры. В сентябре 2002 года я прочел в "Нью-Йорк Таймс" статью главы администрации президента Буша Эндрю Карда-младшего о том, почему надо начинать войну с Ираком. Там говорилось, что Белый Дом ждет Дня труда (первый понедельник сентября. -- Ред.), чтобы раскрыть свои карты, поскольку "по правилам маркетинга новый продукт не начинают предлагать в августе". Война, предлагаемая как новый продукт! Меня это ужаснуло.
-- Отчего же в Белом Доме так ужасно выражаются?
-- Нынешняя администрация склонна считать войну проблемой бизнеса, а не внешней политики. Им трудно отличить одно от другого. Одно из возможных объяснений -- провинциальность. Они не сознают того, что происходит во внешнем мире, главное для них -- домашняя политика. Я большой поклонник бизнеса, это великая вещь. Но на мир нельзя смотреть исключительно с деловой точки зрения. Страна -- это не продукт на продажу. Нельзя управляться с войной так, словно вы проталкиваете на рынок шампунь.
-- Но американцам ведь это нравиться? Буша поддерживают...
-- Почему американцы -- в прошлом! -- поддержали Буша и его войну? 11 сентября 2001 года было для Америки тяжким испытанием. Американцы пытались понять, что произошло и кто мог с ними такое сделать. На нас напали, но кто враг, и как его уничтожить? Буш использовал эти чувства, чтобы оправдать войну в Ираке. Но американцы все яснее и яснее видят, что связь между Ираком и трагедией 11 сентября едва ли существует.
Комиссия по расследованию причин событий 11 сентября заключила: "У нас нет заслуживающих доверия свидетельств того, что Ирак и "Аль-Каида" объединились, чтобы напасть на США". Доводы, которые использовала администрация Буша накануне войны -- оружие массового уничтожения и связи между Саддамом Хусейном и "Аль-Каидой" -- оказались неосновательными и шаткими. И тогда Белый Дом прибег к последнему оправданию -- Америка принесет демократию на Ближний Восток, поможет создать сильный и свободный Ирак. Становится ясно, что это предприятие сулит нам астрономические потери. Демократию не приносят в орудийном стволе. Демократии не учат на расстрелах.
-- Но в России считают, что Джорджа Буша все равно переизберут этой осенью.
-- Я не уверен, что президент Буш выиграет выборы. Он утратил нечто очень важное для американской политики -- доверие. Американцы должны верить в то, что президент говорит правду. Оправдания войны в Ираке оказались основаны на ложных или недостоверных свидетельствах. Если американский народ решает, что президент ему солгал, президент в большой беде.
Беседовала Валентина КУЛЯБИНА