|
|
N°109, 25 июня 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сербская фига в кармане
Куда Белград ни посмотрит, а получается на Запад
Предстоящие в воскресенье выборы президента Сербии могли бы войти в Книгу рекордов Гиннесса. Это уже четвертая с 2002 года попытка избрать президента страны. Прежние не удавались, поскольку явка избирателей не дотягивала до 50% от зарегистрированного в Сербии количества избирателей -- 6,5 млн человек. Во второй (и, надеемся, финальный) круг вышли нелюбимый Западом 52-летний патриот Томислав Николич и представитель прозападной Демократической партии 46-летний Борис Тадич.
Политолог и однофамилец одного из кандидатов Милан Николич объясняет эту многолетнюю предвыборную одиссею усталостью и разочарованием сербов в политике -- и национальной, и международной: «Экономического роста в стране нет с 1989 года. Президент в Сербии -- символическая фигура. Реальную политику определяет правительство. За влияние на правительство борются специалисты политического пиара, поэтому президентские выборы не пользуются таким вниманием».
Обещанного Милошевичем «возрождения нации» не произошло, но и западных инвестиций, обещанных свергнувшими Милошевича в октябре 2000 года демократами, тоже не поступило. По мнению политолога Николича, люди, голосующие за его националистического однофамильца, делают это не столько из национализма, сколько из стремления показать и власти, и Западу «фигу в кармане». Лидер Сербской радикальной партии Томислав Николич, чей недавний партийный начальник Воислав Шешель сидит на скамье подсудимых Гаагского трибунала, им нужен как такой негативный символ.
Но любая негативная символика обходится жителям бывшей Югославии дорого и может сказаться на тех же инвестициях. Западные издания называют Николича ультранационалистом и заранее зачисляют в «неприкасаемые» -- на манер Каддафи или Милошевича. Хотя сам Николич утверждает, что «он еще больший демократ, чем Воислав Коштуница, чье правительство просто водит Запад за нос».
Победа любого из кандидатов реально не повлияет на отношения Сербии с Россией. После вывода российских войск из Косово в прошлом году Москва снизила интерес к региону, а Сербия, несмотря на признания Николича в любви к России, вряд ли пойдет на приватизацию своих нефтеперерабатывающих заводов российскими компаниями. Не потому, что это невыгодно, а потому, что единственный вариант спасения Сербии -- это сотрудничество с нелюбимым Западом. А Вашингтону и Брюсселю может не понравиться российское экономическое присутствие на Балканах.
Получается парадоксальная ситуация: сербы обижены на Запад, но смотрят только в его сторону. Даже Николич видит единственный выход в интеграции с ЕС, хотя и признает: «Брюссель заставит нас ждать в прихожей лет 15». Смотреть в сторону Москвы в этих условиях толком не получается.
Дмитрий БАБИЧ, журнал Russia Profile, -- для газеты «Время новостей»