|
|
N°108, 24 июня 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Почему «куры» не летают
Премьер разбирается в авиализинге
Сегодня в Воронеже премьер Михаил Фрадков проведет совещание, посвященное лизингу отечественной авиатехники. Главе правительства придется выслушать два принципиально противоположных объяснения того, почему этот модный финансовый инструмент еще не оживил российский авиапром. Министерство экономического развития, с одной стороны, и авиализинговые компании, с другой, будут убеждать г-на Фрадкова в своей правоте. Как сообщил вчера газете «Время новостей» высокопоставленный правительственный источник, на воронежском совещании ожидается столкновение двух точек зрения насчет того, как следует выполнять принятое в 2001 году постановление о государственной поддержке авиализинга. Призом победителю в этом споре может стать сумма в 100 млн долларов.
В 2001 году правительство провело конкурс авиализинговых проектов, победителями в котором стали «Ильюшин-Финанс Ко» (ИФК) и Финансово-лизинговая компания (ФЛК). На следующий год в соответствии с условиями конкурса эти компании получили финансовые вливания из федерального бюджета. Государство приобрело крупные пакеты акций обеих компаний -- за них ИФК получила из казны 80 млн, а ФЛК -- 52,5 млн долл. В 2003 году при помощи точно такого же механизма премьер Михаил Касьянов «влил» в ИФК 895 млн руб. (29,8 млн долл. по курсу того времени), а в ФЛК -- 385 млн руб. (12,8 млн долл. соответственно).
В бюджет 2004 года средства на поддержку авиационного лизинга не были заложены. Лизинговые компании считают, что продолжению выплат воспротивились МЭРТ и его глава Герман Греф лично. По сведениям собеседника газеты «Время новостей» в правительстве, ИФК и ФЛК настаивают на том, чтобы для поддержки упадочной российской авиапромышленности в бюджете 2005 года им «на двоих» было зарезервировано как минимум 100 млн долл. МЭРТ согласно рассматривать вопрос о будущих выделениях только при условии предоставления подробных бизнес-планов и программ использования средств.
Однако одновременно лизинговые компании уверяют, что бизнес-планы, которые от них требует МЭРТ, не могут быть составлены. По той простой причине, что параметры этих планов критически зависят от того, сколько именно госсредств в них будет вложено. В то же время размер государственных вливаний, по логике МЭРТ, определяется качеством предварительных бизнес-расчетов. Проблема авиализинга в этом разрезе напоминает известную задачу про курицу и яйцо, и в таком виде она будет представлена сегодня на рассмотрение г-на Фрадкова.
Обе лизинговые компании имеют проекты «в работе». ИФК финансирует производство дальнемагистральных лайнеров Ил-96-300 на Воронежском акционерном самолетостроительном обществе (ВАСО) для «Аэрофлота» и «Красноярских авиалиний» ("Красэйр"). На деньги ФЛК Казанское авиационное производственное объединение строит самолеты Ту-214 для «Дальавиа», ГТК «Россия» и некоторых других. Как раз к сегодняшнему совещанию в Воронеже будет приурочена передача свежепостроенного лайнера Ил-96-300 заказчику -- "Красэйр". Таким образом, ИФК наглядно, «в железе», продемонстрирует премьеру жизненность своих проектов.
Вера КУЗНЕЦОВА, Михаил КУКУШКИН