|
|
N°109, 25 июня 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Не против всех, а за кино
Киноманы попытались защитить свой музей
Скорее всего Музею кино придется покинуть здание Киноцентра. Это кажется невозможным для всех, кто привык к его залам, переходам, лестницам, пугающему лифту, но это реальность. Так сложилось, что Союз кинематографистов РФ, долгое время боровшийся за здание, которое союз считал своей собственностью, неправедно присвоенной конфедерацией, в конце концов пришел к решению свою часть акций продать. Музей кино как организация, имевшая договор с российским союзом, должен был заняться переоформлением своего статуса. Все эти юридические тонкости оказались слишком сложны для музейных работников, занятых совсем другим делом -- показом старого кино, составлением просветительских программ, организацией выставок и т.д. Тогда им никто не помог, сейчас помочь хотят, но вроде бы уже и поздно.
Руководство Киноцентра намерено музей выселить. Руководство Федерального агентства по культуре и кинематографии намерено музей поддержать, Михаил Швыдкой неоднократно, в том числе и нашей газете, подтверждал, что музей обязательно будет сохранен, но скорее всего не в том же здании. Однако все мы знаем, как сложно найти помещение для музея в Москве с ее баснословными ценами на недвижимость. Поэтому постоянные посетители и поклонники Музея кино очень обеспокоены. Боятся и того, что когда музей выселят, все про него так и забудут, и того, что новое место, если его, дай бог, найдут, окажется неудобным, но более всего жаль терять привычное, любимое, обжитое пространство, с которым столько связано.
Одним из последних средств борьбы за сохранение статус-кво стала демонстрация, собранная в среду на Пушкинской площади. Несмотря на то что народу пришло довольно много, акция в защиту Музея кино не нарушила обычного ритма площади и не стала помехой для прохожих. Развевающиеся транспаранты в пасмурных московских сумерках и группки продвинутой молодежи выглядели вполне даже стильно, словно репетиция русской версии синефильского опуса Бертолуччи «Мечтатели», который начинается с такой же акции в защиту закрываемого кинотеатра. Только та акция проходила давно, весной 1968 года, и в Париже. И отозвалась всем известными студенческими волнениями, которые иногда именуют революцией. У нас синефильский дух в революционный не обратился.
Что сплотило сменяющих друг друга на импровизированной сцене пылких ораторов? Желание поддержать тонущий корабль музея. Сейчас не так уж и важно, кто прав, а кто виноват в противостоянии музея и Киноцентра, какие ошибки кем-то когда-то были совершены. Важна пассивность окружающих и властей предержащих. А ведь по своему просветительскому статусу Музей кино вполне сопоставим с Третьяковской галереей. Такое же национальное достояние.
Звучали записанные на CD слова Квентина Тарантино о том, что Музей кино -- уникальное явление, неотъемлемая часть Москвы. Цитировались письма Бертолуччи и Синдо. «История кино невозможна без прошлого...» «Нельзя уничтожать то, откуда происходит рождение кино». Речи произнесли Сергей Кузнецов, ведущий митинга и гуру русского киберпанка, лучший российский мультипликатор Юрий Норштейн, первый в России прокатчик артхауса и другие достойные лица. Фоном были неизвестные голоса, признающиеся в любви к кино, и музыкальные шорохи Наймана из фильмов Гринуэя.
В памяти -- цепь стоп-кадров...Футболки с надписью «Кино будет! Сохраним Музей кино». Знакомые лица критиков. Киноманы, изучающие листовки. Дождь...
Поезд Люмьеров где-то в пути.
Влад ЕГОРОВ