|
|
N°108, 24 июня 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Игра в "Монополию"
Год потока газодолларов и старых проблем
Завтра на Наметкина, 16 акционеры «Газпрома» официально подведут итоги третьего года руководства компанией Алексеем Миллером и выберут новый состав совета директоров. На этот раз к традиционной интриге, которая имеется в борьбе за единственное место независимого директора (главу Ruhrgas таковым считать все же нельзя), добавится еще одна -- до сих пор не ясен новый состав госпредставителей, которые занимают шесть из 11 кресел в совете.
Дефицит чиновников
Действующие члены совета Фарит Газизуллин и Игорь Юсуфов по итогам реструктуризации правительства покинули госслужбу, а Александра Левицкая перешла из администрации президента на работу, никак не связанную с ТЭК, -- в Министерство здравоохранения и социального развития. Тем не менее их фамилии значатся в списке кандидатов, поскольку в тот момент (список был утвержден по закону еще 4 февраля) правительство не собиралось менять своих госпредставителей в совете директоров «Газпрома». С тех пор ситуация радикально изменилась, однако теперь, по информации газеты «Время новостей», в Белом доме за 36 часов до начала собрания еще не было окончательного решения проблемы.
Очевидно, что глава президентской администрации Дмитрий Медведев, министр экономики Герман Греф и руководитель Минпромэнерго Виктор Христенко сохранят свои кресла в совете. Что касается трех оставшихся вакансий для госпредставителей, то у кабинета есть ограниченное количество вариантов действий. Помимо гг. Газизуллина, Юсуфова и Левицкой государство для создания видимости конкуренции включило в список своих кандидатов чиновников «второго эшелона» -- руководителя департамента аппарата правительства Татьяну Валовую, бывшего замминистра энергетики Геннадия Устюжанина и бывшего замминистра имущественных отношений Сергея Косарева. Из них только г-жа Валовая остается на госслужбе и имеет отношение к «Газпрому» (ее департамент курирует ТЭК и природные ресурсы). Г-н Устюжанин пока не нашел себе применения, а г-н Косарев только что возглавил департамент имущественных отношений РАО «ЕЭС России». Получается, что на три свободных места претендуют два действующих госчиновника -- Александра Левицкая и Татьяна Валовая.
Однако источник газеты «Время новостей» в правительстве сообщил, что скорее всего государство в совете продолжат представлять те же люди. По его словам, г-жу Левицкую решено оставить как имеющую солидный опыт работы директором «Газпрома», г-н Юсуфов сохранит кресло, поскольку практически решен вопрос с его трудоустройством в МИДе в чине замминистра -- спецпредставителя по Каспию, который сейчас занимает также бывший министр энергетики Виктор Калюжный. А с г-ном Газизуллиным, если он не вернется на госслужбу, заключат соответствующий контракт о представительстве интересов государства, наподобие того, который, по-видимому, будет и у Александра Волошина в РАО «ЕЭС России».
Более хлопотные и затратные варианты -- внесение в закон о приватизации поправок, позволяющих правительству произвольно менять своих представителей в советах компаний и проведение внеочередного собрания акционеров -- были отвергнуты.
Менеджмент «Газпрома» скорее всего также оставит свое представительство в совете без изменений в лице председателя правления Алексея Миллера, его заместителя по производству Александра Ананенкова и руководителя аппарата правления Михаила Середы. Одно из кресел зарезервировано для главы Ruhrgas (владеет 6,5% акций «Газпрома») Буркхарда Бергмана, а за последнее кресло поспорят действующий независимый директор Борис Федоров и жесточайший критик менеджмента Вадим Клейнер из Hermitage Capital Management. По информации газеты «Время новостей», деятельностью независимого директора Федорова недовольны многие иностранные миноритарии, обеспечившие ему победу в прошлом году. Однако избранию г-на Клейнера будут всеми силами противиться руководители «Газпрома», которые имеют серьезный вес, контролируя 16,5% акций концерна, находящихся на балансе дочерних компаний монополий. Исход этой битвы, по-видимому, решится прямо на собрании.
«Газпром» и Путин
Вплоть до начала прошлого года Владимир Путин старательно избегал публичной оценки ситуации вокруг «Газпрома». Однако когда попытки перевести дискуссию относительно перспектив развития газовой отрасли и реформирования монополии на правительственный уровень стали чересчур настойчивыми, президент тут же сказал свое веское слово. «Государство не поддержит никаких планов расчленения и разделения «Газпрома», -- заявил глава государства на торжественном праздновании десятилетия концерна в Кремле.
Первое заявление президента о «неделимости» «Газпрома» по времени совпало с победой Алексея Миллера над «внутренним врагом». Из компании были уволены три топ-менеджера -- зампред правления по безопасности Сергей Лукаш и руководители двух стратегических «дочек» «Межрегионгаза» и СИБУРа Николай Горновский и Дмитрий Мазепин. Их места заняли более либо менее амбициозные Сергей Ушаков (на безопасность) и Кирилл Селезнев (в «Межрегионгаз») и лично преданный Миллеру Александр Дюков (СИБУР).
Судя по всему, негативное отношение президента к реструктуризации «Газпрома» и санкция, полученная от него Миллером, на проведение «чистки» менеджмента -- события взаимосвязанные. Впрочем, оптимисты предпочли думать, что выступление Путина на юбилее компании -- всего лишь реверанс в сторону своего протеже. Но оказалось, что это единственный пункт государственной политики в стратегической газовой сфере. Алексей Миллер и его кремлевские кураторы смогли убедить Владимира Путина, что разговоры о необходимости реформы -- это «происки врагов», желающих раздробить и поглотить «национальное достояние». Через полгода президент озвучил эту же позицию европейцам, требовавшим в рамках переговоров по присоединению России к ВТО разрушить газовую монополию. «Газпром» делить не будем», -- продемонстрировал принципиальность глава государства. Параллельно при непосредственном участии президента обсуждение темы с завидной регулярностью снималось с рассмотрения в правительстве и переносилось на более поздние сроки, которые не подошли до сих пор. Сейчас тема развития газового рынка стоит в планах кабинета министров на грядущую осень.
Самореформирование по Миллеру
Однако для отрасли столь содержательная программа развития не предвещает ничего хорошего. Более того, она весьма опасна и для развития компании в среднесрочной перспективе. Это стали понимать и в «Газпроме». Отпраздновав политическую победу над «внутренними» и «внешними» врагами, Алексей Миллер практически сразу после переизбрания Владимира Путина на второй срок озвучил программу развития, которая получила звучное название -- сказываются титанические усилия компании по развитию пиар-службы -- «второй этап реформы». Глава «Газпрома» пообещал, что до конца года компания разработает и примет комплекс мер по совершенствованию корпоративной структуры. Во-первых, из газотранспортных компаний будут выведены все остальные виды деятельности (добыча, переработка). Это позволит наконец выяснить, сколько компания тратит на транспортировку газа. Во-вторых, в отдельные структуры будут выделены сервисные подразделения. В-третьих, будут созданы отдельная газораспределительная и нефтяная компании, а также структура, которая объединит активы концерна по хранению газа, находящиеся в 100-процентной собственности «Газпрома», для развития данных видов бизнеса. Правда, реализация этих планов, как признают в концерне, может растянуться на два-три года. Но главное, это означает дальнейшую монополизацию газовой отрасли и при внешнем облагораживании «Газпрома» -- консервацию большинства пороков существующей системы (малую инвестиционную привлекательность, отсутствие нормальной системы контроля над эффективностью вложений, монопольные цены и т.д.).
Кроме того, следует отметить, что самореформирование менеджмент «Газпрома» затеял сам. Не потрудившись даже проконсультироваться с основным акционером -- государством, не говоря уже о миноритариях. По словам газпромовских топ-менеджеров, совету директоров будут предлагаться к рассмотрению конкретные предложения по созданию той или иной компании или выведению тех или иных активов.
Нефтегазовое благоденствие
Высокий уровень доверия президента как главного выразителя государственного интереса в «Газпроме» к деятельности Алексея Миллера во многом объясняется внушительными финансовыми показателями компании в 2003 году. Особенно милы менеджменту монополии огромные поступления, которые в прошлом году побили все рекорды. Однако -- и это признается «Газпромом» официально в отчетности -- благоденствие объясняется сверххорошей конъюнктурой на европейском рынке нефти и газа, а также не быстро, но стабильно растущими внутренними ценами на газ. Высокие цены в Западной Европе принесли компании рекорд по экспортной выручке -- 16,5 млрд долл., что стало залогом роста чистой прибыли группы (согласно консолидированной отчетности за 2003 год по российским стандартам бухучета) на 64%, до 170,9 млрд руб. Все это, а также высокие риски вложений в акции российских частных компаний на фоне дела ЮКОСа сделали газпромовские бумаги самыми привлекательными на фондовом рынке. В результате последние полтора года капитализация компании возросла в четыре раза, почти до 50 млрд долл. Этому также способствовали не слишком достоверные обещания различных госчиновников (включая Путина) либерализовать рынок акций «Газпрома» в самое ближайшее время. Пока ничего похожего на работу в этом направлении не происходит, а государственные органы и менеджеры компании с завидным постоянством перекладывают ответственность за это друг на друга.
Но, несмотря на впечатляющие результаты по выручке и прибыли, финансовые проблемы монополии по-прежнему не решаются. По итогам очень хорошего прошлого года «Газпром» увеличил долговые обязательства компании на 100 млн долл., до 16,1 млрд долл. Хотя топ-менеджеры давали клятвенные обещания уменьшить этот показатель. Еще хуже обстоят дела с расходами монополии. Принятая и якобы реализованная программа снижения затрат на 40 млрд руб. в итоговой отчетности не просматривается. Напротив, затраты увеличились на 32% по сравнению с 2002 годом.
О том, что будет с благополучием «Газпрома», если экспортные цены придут в норму (сейчас они вслед за нефтяными зашкаливают за самые смелые прогнозы), менеджмент концерна предпочитает не думать, судя по отсутствию особых усилий, направленных на повышение эффективности и снижение долговой нагрузки. Тем не менее вероятность снижения цен, особенно в перспективе двух-трех лет, вполне реальна. В этом случае можно будет смело забыть о комплексе амбициозных капиталоемких проектов -- выходе на Ямал, освоении шельфа Баренцева моря и Восточной Сибири. Созданием внутренних резервов под них монополист явно пренебрегает.
Алексей ГРИВАЧ