|
|
N°108, 24 июня 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Реформа государственной важности
"Время новостей" предлагает вниманию читателей материалы очередного номера журнала «Отечественные записки», который посвящен административной реформе. Она относится к числу основных структурных реформ, и ее реализация во многом определяет дальнейшую судьбу других реформационных начинаний современной России.
При этом уровень публичного интереса к административной реформе явным образом не соответствует ее важности, которая определяется центральной ролью государства в судьбе российского общества на всем протяжении его истории. Лишь активные шаги по реформированию федеральных органов власти, предпринятые на рубеже первого и второго президентских сроков В.В. Путина, подняли волну интереса к административной реформе.
«Отечественные записки», начавшие подготовку номера задолго до этих событий, предлагают своему читателю обширный материал о новейшем этапе реформы исполнительной власти. В номере рассматриваются принципиальные и стратегические вопросы реформирования российского государства, а также дается оценка последним реформаторским шагам, предпринятым в этом направлении. Читатель найдет в журнале сведения о глобальной революции в сфере государственного управления, прокатившейся по всему миру на протяжении последних двадцати лет; статьи по истории российского чиновничества и главных компонентах текущей российской административной реформы.
"В советские времена реформой называлась реорганизация"
Татьяна АРХИПОВА, доктор исторических наук, профессор РГГУ:
-- Историку трудно критиковать факты незавершенных процессов -- ему, как отмечал В.О. Ключевский, знание событий и их причины необходимо дополнить их последствиями. Только результаты позволят оценить реформу по достоинству. Однако согласиться с такой ее оценкой, что это «первая с советских времен глубокая административная реформа», думается, нельзя хотя бы потому, что в советские времена реформами назывались реорганизации, а настоящие реформы так и не состоялись -- разбивались об административно-командную систему. Сейчас же главное состоит в том, чтобы минимизировать чиновничье сопротивление начатой реформе. В условиях проведения модернизации сверху, в отсутствие институтов гражданского общества вполне понятны опасения тех, кто говорит о том, что Россия в очередной раз, объявив о благих намерениях, вполне может свернуть с пути их реализации.
Номенклатурный принцип
Сергей ЗЕМЛЯНОЙ, cотрудник Института философии РАН:
-- В 30-е годы он не только подменил и совершенно вытеснил принцип выборности в деятельности компартии и Советского государства. Он насаждался вместе с другим принципом, заимствованным Сталиным из политической практики ленинских лет, но радикально переосмысленным и ужесточенным: принципом периодических партийных чисток. Номенклатура была сталинским политическим установлением с встроенной в него постоянно действующей гильотиной, которую обслуживали палачи из спецслужб. Такой она осталась до самых последних дней своего официального существования: достаточно вспомнить о тех чистках номенклатурных рядов, которые устраивал во второй половине 80-х годов Михаил Горбачев, слывший партийным либералом и поборником общечеловеческих ценностей.
Управление на основе собственной компетенции
Михаил КРАСНОВ, заведующий кафедрой факультета государственного управления МГУ:
-- Целью административной реформы в нынешних условиях является не только сокращение государственных функций, что должно облегчить тяжесть бюрократического гнета, не только упорядочение системы и структуры органов исполнительной власти, не только реформа государственной службы, но -- и это главное -- достижение такого состояния государственного аппарата, при котором управление осуществляется на основе собственной компетенции, а не на соблюдении чьих-то указаний. Это один из основных принципов правового государства, и он был бы одинаково эффективен как в деятельности федеральных властных институтов, так и во взаимоотношениях федерации с ее субъектами.
Местные подъячии часто "кормились от дел"
Любовь ПИСАРЬКОВА, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН:
-- В XVII веке большинство приказных людей получали денежное жалованье, которое дополнялось хлебным, соляным, а иногда и поместным окладами. К концу века денежный оклад думного дьяка составлял в среднем 370 руб., приказного дьяка -- 88 руб., а московского подьячего -- около 10 руб., хотя у опытных подьячих он достигал 50 руб. в год. Хуже было положение местных подьячих, из которых почти половина служили без жалованья и «кормились от дел». Помимо жалованья практиковались и дополнительные денежные выдачи: праздничные, транспортные, на «избное строительство», свадьбу, лечение, покупку одежды, сапог и прочее. По признанию иностранцев, московские чиновники получали «щедрое жалованье». Такая оценка материального положения приказных людей станет понятной, если учесть, что готовый сруб большого дома (70 кв. метров) стоил тогда 8--10 руб., телега с упряжью и лошадью 3--6 руб., а на 3 коп. (однодневный заработок поденщика) можно было купить пять-шесть десятков яиц или 1,7 кг свинины или полтора килограмма осетрины. По подсчетам Л.В. Милова, во второй половине XVII века прожиточный минимум (только питание) составлял 2--2,5 руб. в год на одного человека.
Страна, из которой не хотелось бы уходить
Александр ХРАМЧИХИН, заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа:
-- В последние четыре года исполнительная власть с фантастическим усердием воссоздает в России систему всевластия бюрократии, которая привела к гибели СССР. Только появления мощных субъектов не хватает для того, чтобы картина была завершенной и все условия для развала России были созданы.
Руководству страны следовало бы заняться делом прямо противоположным -- борьбой с коррупцией, либерализацией экономики, поощрением формирования институтов гражданского общества. Другого пути для создания страны, из которой не хотелось бы уходить, нет, однако все эти меры ведут к ослаблению, а не к усилению бюрократии.
|