Время новостей
     N°108, 24 июня 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.06.2004
Солдат голодной войны
Доктор Хайдер пережил Рейгана лишь на несколько недель
Известия о его смерти у нас ждали еще восемнадцать лет назад -- чтобы обрушить всю мощь советской агитмашины на вероятного противника и рассказать миру, как простой человек доброй воли стал жертвой борьбы с размахивающим ядерной дубиной колоссом. А он умер на днях в захолустном доме престарелых, забытый и теми, против кого он боролся, и теми, кто пытался соорудить из него героя. Доктор Чарльз Хайдер, чудаковатый долговязый астрофизик, объявивший в 1986-м голодовку протеста в Вашингтоне, лишь не несколько недель пережил своего главного врага -- президента Рональда Рейгана, от которого он требовал уничтожить все ядерное оружие к 2000 году.

В Америке, где и в разгар «холодной войны» никто не обращал внимания на этого бомжеватого вида человека, обосновавшегося в палатке по соседству с Белым Домом, фамилия пенсионера из города Лас-Паломас никому ничего не говорит. Да и в России наверняка не все сразу вспомнили изможденное лицо бородача в дурацкой вязаной шапочке и одетых одна на другую куртках, когда-то практически ежедневно вещавшего в программе «Время» об опасности ядерной гонки.

Вчера российские телеканалы ностальгической ноткой помянули этого безнадежного борца за мир и героя анекдотов ранней горбачевской эпохи, который впервые появился на наших экранах в сентябре 1986-го -- когда объявил ультиматум администрации Рейгана и заявил, что не будет есть до тех пор, пока США не откажутся от производства ядерных боеголовок и не заставят СССР сделать то же самое. О таком подарке, как появление перед Белым Домом постоянно действующей «иллюстрации» безжалостной политики Дядюшки Сэма, собственные корреспонденты советских газет и телевидения могли только мечтать. Голодающий доктор Хайдер стал частым гостем программы «Время», и в период, когда выражение «мыльная опера» советскому зрителю было еще не знакомо, миллионы людей следили за тем, как отрастает его борода и шевелюра, как исчезают килограммы, как этот 56-летний человек буквально на глазах превращается в старика. Но агитпроп, провозгласивший, что Хайдер шагает впереди, перестарался. К тому моменту, когда нетипичный генсек Михаил Горбачев обратился к Хайдеру с приветственным письмом и попросил его прекратить голодовку, обещав работу и сытую старость в самой справедливой стране мира, даже далекие от диссидентства граждане почувствовали подвох. Ну не в состоянии человеческий организм несколько месяцев продержаться на одной воде! Поэтому его очередное появление на экране встречалось уже анекдотами о том, что корреспондентам Центрального телевидения наверняка пришлось подождать с интервью, поскольку у голодающего астрофизика в момент их приезда был обеденный перерыв. Попытку же Чарльза Хайдера, прекратившего голодовку на 218-й день, выставить свою кандидатуру на выборах президента США освещали уже скорее по инерции, тем более что количество набранных им голосов ограничилось несколькими сотнями.

А потом про недавнего героя и вовсе забыли. И вся активность астрофизика, решившего посвятить остаток жизни борьбе за сохранение окружающей среды, осталась уже за кадром. Он умер в возрасте 74 лет, хотя казалось, что уже тогда, в 1986-м, ему было гораздо больше. В последние годы, так же как и его злейший враг Рейган, страдал тяжелыми заболеваниями, в том числе и психическими. И проиграл ему еще раз -- даже Михаил Горбачев, одним из первых откликнувшийся на смерть президента США, вчера не поспешил помянуть доктора Хайдера.

Федор СЕРЕБРЯНСКИЙ