|
|
N°108, 24 июня 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Ингушский сценарий" может повториться
Сколько человек погибло в результате налета боевиков, выяснится только сегодня
Только сегодня власти Ингушетии планируют объявить окончательные данные о числе жертв совершенного в ночь на 22 июня нападения чеченских боевиков на республику. Поначалу предполагалось, что в результате ожесточенных боев, длившихся в течение нескольких часов в Назрани, селе Карабулак и станице Орджоникидзевская, погибли около 50 человек, подавляющее большинство из которых составили сотрудники местных спецслужб. Однако в течение всего вчерашнего дня список жертв трагедии постоянно рос и к вечеру почти удвоился.
Полпред президента в Южном федеральном округе Владимир Яковлев объявил, что достоверно была подтверждена гибель 75 человек, в числе которых 24 сотрудника МВД, десять -- ФСБ, пять работников прокуратуры, 19 военных и бойцов ОМОНа и 14 гражданских. Ранено во время нападения, по данным полпреда, были 50 человек. Однако почти сразу представители МЧС Ингушетии сообщили, что по их данным жертвами трагедии стали 95 человек. При этом выяснилось, что помимо 24 ингушских милиционеров от рук сепаратистов погибли еще 11 сотрудников УВД Курской и Самарской областей, включая замначальника самарского ГУВД Фаниса Каримова, находившиеся в командировке, и двое оперативников из Чечни. Сразу было известно, что на улицах Назрани в ночь на вторник были расстреляны и.о. министра внутренних дел Ингушетии Абулкар Костоев, его заместитель Зяудин Хатиев и прокурор Назрани Мухарбек Бузуртанов. Вчера же выяснилось, что в результате рейда бандитов погиб и начальник управления почтовой связи Ингушетии Муха Майсагов.
Еще более противоречивые данные вчера поступали о количестве раненых. МВД сообщало о примерно 90 пострадавших, МЧС республики -- о 120. Правда, все отмечали, что данные эти постоянно меняются. Так, только вчера за медпомощью обратились в больницы около 20 человек, поначалу решивших лечиться дома. Кроме того, в течение дня в разных районах республики были найдены еще семь человек, убитых, судя по всему, при отступлении бандитов. Подсчет жертв трагедии затруднялся и тем, что многие погибшие не доставлялись в морги, поскольку родственники их после обнаружения забирали, чтобы похоронить самим. Тем не менее власти уже определились с объемами помощи пострадавшим в результате нападения. Вчера президент Ингушетии издал распоряжение, согласно которому семьи погибших получат по 100 тыс. руб., тяжелораненые -- по 50 тыс., легкораненые -- по 15 тыс. рублей.
Материальный ущерб от побоища президент Ингушетии Мурат Зязиков вчера оценил примерно в 600 млн руб. Боевиками было полностью уничтожено здание Назранского РУВД, частично сожжено основное здание 137-го погранотряда, серьезно повреждены республиканские МВД и прокуратура, здания городского УВД Назрани и пост милиции в Карабулаке, не считая многочисленных постов и пикетов в окрестностях Назрани и десятков машин. Также боевики в Назрани подбили два бэтээра.
Однако самым неприятным для властей «материальным» последствием набега сепаратистов, совершенно очевидно, стало разграбление двух оружейных складов, с которых боевики вывезли два «КамАЗа» с оружием. По данным МВД республики, сепаратисты похитили более 300 пистолетов, 322 автомата, 22 гранатомета, шесть пулеметов, 190 ручных гранат и 68 тыс. патронов. Даже без сугубо политического эффекта это обстоятельство ставит события в Ингушетии в разряд беспрецедентных ЧП. Когда чеченские террористы нападали на другие города и села, взрывали дома и поезда, они только убивали и уничтожали. Здесь же сепаратисты смогли не только выполнить главную «боевую» задачу, но еще и получили оружие, которого может хватить на проведение еще десятка подобных масштабных рейдов.
Что касается самих боевиков, то вчера никаких их следов военным, еще с утра вторника начавшим, по их заявлениям, преследование и блокирование отряда, так и не удалось найти. Вчера группы спецназа проводили «адресные проверки» в селах Галашки и Мужичи, в направлении которых вроде бы уходили боевики, прочесывали леса вдоль Ассиновского ущелья. Одновременно артиллерия и авиация наносили массированные удары по «предполагаемым путям отхода» бандитов. Однако ни одного сообщения о захвате или уничтожении участников нападения не поступило.
Президент Марат Зязиков, правда, еще во вторник заявил о пятерых задержанных после ночных боев. Говорил, что среди этих пятерых были и граждане дальнего зарубежья, и славяне. Но кто они такие, какие дают показания и дают ли вообще -- ни слова. Не знают о них ничего и в МВД Ингушетии. Там категорически заявили, что даже не слышали о пленных, более того, возможно, это просто дезинформация. Впрочем, в неофициальных беседах сотрудники местных спецслужб выдвинули версию, куда же могли деться боевики. По их словам, большинство нападавших скорее всего сначала рассредоточились по лесам, а потом разошлось по домам -- как в Чечне, так и в Ингушетии, где они живут под видом беженцев. Также оперативники уже выяснили, что основной кулак отряда сепаратистов прибыл в Ингушетию из восточных районов Чечни, руководил же нападением, как предполагается, полевой командир Магомед Евлоев, давно действующий в тех местах. Причем вчера представители ингушского УФСБ признали, что за полчаса до нападения к ним поступала информация о передвижении по республике автомобилей с вооруженными людьми. "Но такого масштаба -- одновременного нападения на 15 объектов -- мы не предполагали", -- сказал один из контрразведчиков.
Стоит отметить, что у чеченских оперативников, как уже сообщала газета "Время новостей", еще за несколько недель была оперативная информация, что боевики готовят масштабную акцию по нападению на населенные пункты. И вчера глава МВД Чечни Алу Алханов уже прямо заявил, что боевики могут повторить «ингушский сценарий». По его словам, "экстремисты могут попытаться напасть на Дагестан, Осетию или Кабардино-Балкарию». В самой Чечне, кстати, только вчера утром закончился бой у села Автуры, которое попытался захватить другой крупный отряд боевиков. В перестрелке погибли трое бойцов федеральных сил. Бандиты отступили, и об их потерях ничего не было известно.
Виктор ПАУКОВ, Юрий МАЦАРСКИЙ