|
|
N°91, 28 мая 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Газовая перемена
Польша оценила Касьянова по достоинству
В результате визита Михаила Касьянова в Польшу Москва добилась от Варшавы смягчения ее жестких позиций практически по всем политическим и экономическим вопросам, которые последние пять-семь лет портили отношения двух стран. И хотя главный вопрос, по какому маршруту Польша согласна пропустить по своей территории газопровод -- перемычку между Белоруссией и Словакией, так и остался без ответа, г-н Касьянов добился, чтобы польские коллеги в принципе согласились на строительство газопровода и в короткие сроки начали реализовывать проект.
Главе «Газпрома» Рему Вяхиреву на переговорах международного газового консорциума, в который входят «Газпром», Rurhgas, Wintershall, Gaz de France и SNAM, с Польским нефтяным и газовым концерном 22 мая не удалось настоять на своем варианте трассы газопровода-перемычки. Михаил Касьянов, который приступил к переговорам на правительственном уровне днем позже, решил, что не стоит загонять поляков в угол, поскольку у правого правительства Ежи Бузека и без того полно политических проблем накануне выборов. «Руководству Польши сложно впрямую ответить на многие наши вопросы», -- пояснил российский премьер. И потому согласился на компромиссный маршрут прохождения газопровода, понимая, что и это решение дастся г-ну Бузеку не без скандала. «Мы надеемся, что они не будут затягивать решение. Возможно, что даже месяц-два мы не получим окончательного ответа», -- спокойно отреагировал г-н Касьянов
Заявления же премьера Польши давали повод думать, что польское руководство ищет некую лазейку, чтобы не принимать отдельного решения о строительстве газопровода-перемычки, а вписать его в какой-нибудь старый контекст. Г-н Бузек несколько раз упомянул о том, что надо пересмотреть соглашение от 1993 г. о строительстве газопровода Ямал--Западная Европа и «расширить его с учетом новых реалий».
Проявив деликатность в газовом вопросе, г-н Касьянов довольно резко отозвался о позиции польского правительства, ограничивающего поставки угля, стали и селитры из России. Объяснив, что рынок «не выбран полностью», российский премьер заявил публично в присутствии г-на Бузека, что «экономической логики в том нет».
Михаил Касьянов приехал в Польшу как крупнейший экономический партнер, понимающий, что вторая сторона очень сильно зависима от поставок российского сырья, прежде всего газа и нефти. Что признал и Ежи Бузек, заявивший, что его стране не только важен российский газ, но и транзит. Кроме того, г-н Касьянов в Варшаве смело мог козырять европейской заинтересованностью в расширении газопроводных сетей, идущих от России на Запад. Даже польская пресса признала, что давление международного консорциума Польша, хочет она того или нет, а должна была учесть. За все время пребывания в Польше г-н Касьянов ни разу не упомянул Украину, которую не радует строительство обходной газовой ветки. И тем самым как бы подчеркнул для своих польских коллег, что не собирается увязывать многомиллиардные коммерческие проекты с политическими стереотипами вроде «не позволим российским империалистам отключить от газа свободную Украину».
Вера КУЗНЕЦОВА, Варшава--Москва