Время новостей
     N°107, 23 июня 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  23.06.2004
Застигнуты врасплох
Бывшая столица Ингушетии - Назрань - и несколько крупных сел республики в ночь на вторник фактически были захвачены крупным отрядом чеченских сепаратистов. Около 22.30 несколько групп боевиков - общей численностью, по разным данным, от 100 до 300 «штыков» одновременно атаковали около полутора десятков объектов МВД, ФСБ, Минобороны, прокуратуры и погранслужбы.

Нападение оказалось столь организованным, мощным и неожиданным, что бандиты, по сути, на несколько часов стали хозяевами главного города Ингушетии. Пока одни боевики пытались взять штурмом здания республиканских МВД и прокуратуры, другие на машинах разъезжали по улицам Назрани, проверяя документы у встречных прохожих и пассажиров машин. Еще несколько групп в пригороде Назрани перекрыли своеобразными «блок-постами» федеральную трассу «Кавказ», основную автомагистраль, соединяющую российский Юг с республиками Закавказья. Искали целенаправленно сотрудников спецслужб. Когда находили - тут же расстреливали. Около 3-4 часов ночи, когда руководство федеральных властей в Москве и соседних с Ингушетией республиках начали приходить в себя от первого шока и организовывать переброску на место событий подкреплений, боевики неожиданно ушли с захваченных позиций. Так же организованно и стремительно, как и появились. Общий итог нападения для Ингушетии - не менее 50 погибших и более 80 раненых.

Причем вчера до вечера власти республики еще не могли подсчитать точное количество жертв трагедии. Днем официально сообщалось о 48 убитых боевиками сотрудниках местных спецслужб и просто мирных жителей. В их числе - глава МВД Ингушетии Абулкар Костоев, его заместитель Зяудин Хатиев, прокурор Назрани Мухарбек Бузуртанов и прокурор Назрановского района Билан Хамчиев. Но уже к вечеру МВД Ингушетии сообщило о том, что 47 погибших - это только сотрудники правоохранительных органов, а число жертв составляет «более 57 человек». В результате в федеральных спецслужбах полагали, что после окончательного осмотра всех мест боев и разрушенных зданий список погибших, не исключено, составит 70-80 человек. Что касается потерь боевиков, то вчера достоверно было известно только о двух убитых. Причем куда делся после отступления основной отряд сепаратистов, умудрившийся еще и вывезти с двух складов внутренних войск в Назрани два грузовика оружия, так и осталось загадкой. Военные докладывали в течение всего дня, что преследуют и наносят ракетно-бомбовые удары по «рассеянным по лесам» отдельным группам бандитов, пытавшихся прорваться в Чечню через Бамут по Ассиновскому ущелью в юго-восточном направлении. Однако внятных сообщений о том, что же там происходило - кого, сколько и где именно окружили и уничтожили - не было. Также представители спецслужб не могли толком сказать, откуда и как, собственно, отряд сепаратистов пробрался в Ингушетию, кто в него входил и кто им командовал.

По напряженности, кровопролитности и продолжительности события ночи 22 июня 2004 года в Ингушетии стали не самой трагичной страницей в истории всего «чеченского кризиса», разрешить который федеральный центр пытается уже скоро как 10 лет. Однако в политическом плане они вполне могут считаться одним из самых серьезных провалов как спецслужб, так и власти в целом. Даже во время нападений боевиков на Буденновск - в 1995 году, на Первомайское и Кизляр - в 1996, на Дагестан - в 1999, речь шла о рейдах сепаратистов в отдаленные, малозащищенные и не имеющие стратегического значения районы российских областей и республик. Собственно, о существовании самих Буденновска, села Первомайского и Цумандинского района Дагестана население страны узнало благодаря вылазкам сепаратистов. В данном же случае речь идет пусть о временном, но все же почти полноценном захвате одной из региональных столиц и попытке уничтожения главных оплотов федеральной власти - зданий правоохранительных органов собственно одного из субъектов федерации.

На фоне всех прочих многочисленных акций боевиков, в том числе терактов в Москве и недавнего убийства президента Чечни Ахмада Кадырова, их действия в Ингушетии, совершенно очевидно, никак нельзя объяснить только «последней агонией» лидеров сепаратистов. Очевидно, понимая это, вчера впервые за последние несколько лет руководство страны пусть и очень осторожно, но решилось заговорить об ошибках в оценке ситуации вокруг Чечни. Причем далось такое признание, похоже, непросто.

Еще утром на совещании у президента Путина с руководителями «силовых» ведомств» события в Ингушетии были оценены по обыкновению сдержанно.

Глава МВД Рашид Нургалиев, директор ФСБ Николай Патрушев и генпрокурор Владимир Устинов просто доложили главе государства о ситуации. «Учитывая, что было темное время суток, и непосредственные объекты нападения были локализованы, я считаю, подразделения выполнили поставленные задачи - ни один объект боевики не взяли, - рассказал Владимиру Путину г-н Нургалиев. - 15 сотрудников центрального аппарата МВД Ингушетии почти 6 часов защищали свое здание. Боевики пытались проникнуть в здание, где находится следственный изолятор. Там находилаось 50 арестованных, здание также не было взято. Единственное пострадавшее здание - РУВД Назрановского района. Здание деревянное, оно было подожжено с использованием гранатометов и других средств поражения. Сразу по тревоге были подняты силы, которые позволили оценить оперативную обстановку, которая осложнялась тем, что боевики использовали эффект одновременности, отрезали все дороги, ведущие к центру Назрани". Владимир Путин таким рассказом, судя по всему, остался вполне доволен и только поинтересовался: «Известно направлени отхода (боевиков. - Ред.)?». На что ему тут же сообщили, что бандиты уходят в сторону Бамута. В ответ г-н Путин дал рекомендации «силовикам», как поступать с боевиками: «Нужно искать и уничтожить, кого можно взять - нужно взять живым и предать суду».

Однако уже через несколько часов президент Путин неожиданно для всех лично отправился оценивать ситуацию в Ингушетию и на совещании с руководством республики и своим полпредом в Южном округе Владимиром Яковлевым в Магасе, еще за несколько часов до этого обстрелянном боевиками, объявил: «Федеральный центр делает недостаточно для того, чтобы защитить республику. И сообщил местным руководителям, что в ближайшее время в Назрани будет на постоянной основе размещен полк внутренних войск. В принципе, такое заявления президента можно считать как минимум серьезной корректировкой проводившегося последнее время федеральным центром - не смотря ни на какие ЧП - курса по ситуации в Чечне. До сих пор речь шла только о сокращении войсковой группировки на Северном Кавказе и планомерной передачи контроля над ситуацией собственно «гражданским» правоохранительным службам.

Для расследования - как действовали боевики и откуда они пришли в Ингушетию - вчера у утра в Назрань съехалось руководство всех «силовиков» - замминистра внутренних дел Александр Чекалин, замгенпрокурора Сергей Фридинский, командующий объединенной группировкой войск (ОГВ) на Северном Кавказе Вячеслав Дадонов. Впрочем, за целый день никто из них более-менее развернутого описания происшедшего не привел - объем информации оказался слишком велик, чтобы его успели за это время систематизировать. И вчера данные о событиях ночи 22 июня основывались на разрозненных сообщениях рядовых сотрудников ингушских спецслужб и органов власти.

Главный вопрос - откуда пришли боевики, вчера оставался открытым. Так, полпред президента Владимир Яковлев в одном из заявлений сказал, что отряд проник в Назрань и соседние села разрозенными группами с разных сторон, в том числе через Северную Осетию. Местные власти сразу выступили с гневным опровержением. В самих же чеченских спецслужбах вчера наши источники сообщили, что, по их данным, отряд боевиков пришел к Назрани со стороны Чечни самым простым способом - на машинах проселочными дорогами вдоль федеральной трассы «Кавказ». На границе Ингушетии боевики, по мнению чеченских оперативников, рассредоточились и заняли исходные позиции у станицы Орджоникидзевская, села Карабулак и самой Назрани, расположенных друг от друга на расстоянии всего 10 км вдоль той самой трассы. При этом в чеченских спецслужбах отметили, что у них последние недели появлялась информация, что нечто подобное - масштабное нападение на какой-либо населенный пункт - боевики действительно планировали. Поначалу якобы они планировали это сделать в самой Чечне, но потом поступала информация, что сепаратисты искали себе цели в Ингушетии. В связи с этим наши источники отметили, что теперь, среди прочего, руководство спецслужб будет проводить внутренне расследование и по поводу того, почему эта информация осталась без внимания. Кто участвовал в нападении, вчера достоверно известно не было. Оперативники полагали, что костяк отряда, скорее всего, составляли бойцы полевого командира Доки Умарова.

Наступление началось почти ровно в 22.30 сразу на нескольких напрвлениях. Именно в это время были атакованы посты милиции в Карабулаке, станицах Слепцовской и Орджоникидзевской, здания МВД, СИЗО и прокуратуры республики, 137-й погранотряда и 503-го мотострелкового полка в самой Назрани. Как боевики оказались рядом со зданиями МВД, прокуратуры и одного из подразделений ФСБ (главная штаб-квартира республиканского УФСБ несколько лет назад переехал в Магас), расположенными в центре Назрани, вчера абсолютно никто объяснить не мог. Ходили только слухи, что боевики днем скрытно проникли в находящиеся поблизости заброшенные цеха нескольких заводов.

Сразу, как началась стрельба, дежурные МВД, УФСБ и прокуратуры подняли по тревоге весь личный состав своих служб, которые получили приказ немедленно явиться к месту работы. Боевики к этому времени уже обстреливали здания МВД и прокуратуры из гранатометов, разъезжали по улицам города на машинах, над некоторыми из которых, по словам оцевидцев, были выставлены зеленые флаги Ичкерии. Именно они останавливали ехавших на работу милиционеров и прокуроров, расстреливая их на месте. Вокруг МВД, по словам сыщиков, были специально устроены огневые позиции снайперов, многие из которых имели приборы ночного видения. В результате, пробиваясь к своим находящимся в осаде коллегам, милиционеры оказывались практически беззащитными. И именно сотрудники местного МВД составили большинство жертв нападения.

Главные бои разворачивались у отделений милиции и у военных объектов на улицах Итазова у здания МВД, на улицах Чеченская и Кортоева, где были расположен посты ГИБДД. По предположениям военных, в ночные часы в Назрани действовали порядка сотни сепаратистов. «Сейчас сложно сказать точно, сколько именно было нападавших. Было темно, они стреляли с разных сторон, мы считаем, что их было около ста, но сколько именно - может выяснить только следствие», - сказал один из руководителей МВД.

Еще одной целью удара были склады оружия внутренних в Карабулаке и у здания МВД республики. Бандитам удалось не только с боем взять его, но и захватить два грузовика с оружием

Одновременно с нападением на Карабулак, были атакованы и милицейские посты на проходящей поблизости федеральной автотрассе «Кавказ». Несколько десятков боевиков до поздней ночи удерживали позиции, перекрыв дорогу. Нападали на милицейские посты и в близлежащих станицах Слепцовской и Орджоникидзевской. Сейчас милиционеры говорят, что все их коллеги, дежурившие в ту ночь, либо убиты либо серьезно ранены.

По сообщениям военных, уже днем ожесточенные бои развернулись в лесном массиве недалеко от селения Мужичи и села Галашки на востоке Ингушетии. Федералы говорят, что пути отступления боевиков «обрабатываются» авиацией и реактивной артиллерией. Основной путь отхода боевиков - через Ассиновское ущелье, в направлении Ачхой-Мартановского района Чечни. Часть боевиков пытается уйти по Транскавказской магистрали. Тем временем, населенные пункты, где могут появится боевики, заблокированы силами внутренних войск и армейского спецназа. В руках у боевиков, при этом вчера якобы оставались около двух десятков мирных жителей, которых те используют в качестве живых щитов.

Вчера, когда уже верстался номер, стало известно, что вновь серьезно обострилась обстановка и в самой Чечне. По информации республиканского МВД, около 20.30 отряд боевиков атаковал село Автуры в Шалинском районе, на юго-востоке республики. На блок-посту они сначала из гранатомета подорвали проезжавшую машину службы безопасности президента Чечни, в результате чего были убиты двое бойцов. Ожесточенный бой у Автуров продолжался до позднего вечера.

Юрий МАЦАРСКИЙ, Виктор ПАУКОВ, Константин ФИЛАТОВ