|
|
N°107, 23 июня 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Последнее лето Ардзинбы
Сергей Шамба метит в президенты
В июле в Абхазии начнется президентская предвыборная кампания. Выборы состоятся в октябре. Наступило последнее политическое лето нынешнего руководителя непризнанной республики 58-летнего Владислава Ардзинбы, который к тому же серьезно болен. У Ардзинбы проблемы с сосудистой системой, он периодически лечится в Москве. На людях он не появляется уже давно.
Среди реальных претендентов на высший пост в Абхазии все чаще упоминают имя бывшего министра иностранных дел Абхазии Сергея Шамбы. Сергей Шамба, 53-летний доктор исторических наук, защищавший диссертацию в Тбилисском пединституте, семь лет был в Абхазии министром иностранных дел, но в середине июня подал в отставку.
Поводом к этому стало то, что 9 июня в Сухуми был застрелен известный политик, исполнительный секретарь движения «Амцахара» («Родовые огни») Гарри Айба. Во время грузино-абхазского вооруженного конфликта 1992--1993 годов он получил высшую абхазскую награду -- орден Леона. В «Амцахаре», по словам источников «ВН» в Сухуми, это расценили как «заказное убийство, которое направлено на дестабилизацию ситуации накануне выборов».
Убийство Гарри Айбы заставило «Амцахару» объединиться с другой влиятельной политической организацией -- «Единой Абхазией» -- и сформировать координационный совет. После этого представитель «Единой Абхазии» Сергей Шамба не мог оставаться в правительстве. В эксклюзивном интервью «ВН» г-н Шамба сообщил, что в середине июля координационный совет примет решение о выдвижении единого кандидата в президенты. «Взвесим все «за» и «против» и примем решение консенсусом, -- сказал нам Сергей Шамба. -- Политический курс на независимость Абхазии и поиск механизмов мирного сосуществования с Россией и Грузией останется прежним». Источники «ВН» в окружении нынешнего президента Абхазии утверждают, что Сергей Шамба и будет единым кандидатом, но сам бывший министр заявляет, что говорить об этом преждевременно. Исполняет обязанности главы абхазской дипломатии замминистра Георгий Отырба.
Пока же «Амцахара» и «Единая Абхазия» потребовали отставки правительства и формирования до выборов правительства народного согласия. Нынешний премьер Рауль Хаджимба, тоже возможный кандидат в президенты, заявил, что такие призывы ведут к «хаосу и потере государственности». Руководитель абхазской службы безопасности Гиви Агрба сказал, что в республике «нет левых, правых, красных, белых». «Все мы абхазы. Мы должны провести выборы президента цивилизованно, демократическим путем, без скандалов и взаимных оскорблений», -- пояснил он.
Среди других кандидатов на пост президента -- бывший министр внутренних дел, лидер политического движения «Айтайра» («Возрождение») Александр Анкваб и экс-премьер Анри Джергения, близкий родственник Ардзинбы, курировавший переговоры с Тбилиси. Считается, что самыми мощными финансовыми ресурсами располагает Анкваб, так как у него есть бизнес в Москве.
Тбилиси, получивший контроль над Аджарией после майской «революции роз-2», устремляет взгляды на Абхазию и Южную Осетию. Но министр обороны Грузии Георгий Барамидзе в интервью «ВН» сказал, что применение армии было бы «самым нежелательным развитием процесса», поэтому Тбилиси «будет делать все, чтобы не допустить военного решения». «Но мы не можем не готовиться к неожиданностям», -- отметил он. В Тбилиси рассчитывают, что октябрьская смена политической элиты в Абхазии внесет в переговоры что-то новое.
Михаил ВИГНАНСКИЙ, Тбилиси