|
|
N°91, 28 мая 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Лучшее, конечно, впереди
Нефтяники и правительство борются за депутатские души
Пока большая часть депутатов Госдумы будет отдыхать от законотворчества, общаясь в округах с избирателями, члены бюджетного комитета будут денно и нощно готовить для своих коллег фронт законодательных работ. За оставшиеся до конца весенней сессии полтора месяца Дума должна принять пять налоговых законопроектов: «поправить» две действующие главы второй части Налогового кодекса (об акцизах и едином социальном налоге) и одобрить три новые главы («Налог на прибыль организаций», «Таможенная пошлина и таможенные сборы» и «Налог на добычу полезных ископаемых»).
Два последних законопроекта, которые планируется рассмотреть 7 июня в первом чтении, рекомендованы бюджетным комитетом к принятию. Впрочем, основная борьба развернется при доработке их ко второму чтению. Но правительство уже сегодня может считать большой для себя победой, что главу «Налог на добычу полезных ископаемых», которую без преувеличения можно назвать новым и весьма неожиданным словом в мировой теории налогообложения сырьевых отраслей, депутаты не завернули с самого начала.
В общих чертах правительственное предложение сводится к следующему: взимаемые сегодня с разработчиков недр налоги на воспроизводство минерально-сырьевой базы (ВМСБ), на пользование недрами (роялти) и акциз (это касается подакцизных нефти и газа) заменяются единым налогом на добычу полезных ископаемых. На все полезные ископаемые с 1 января 2002 года (предполагаемая дата вступления закона в силу) вводятся адволорные (процентные) ставки налога. Например, ставка налога на уголь составит 3,5%, на драгметаллы -- 8% , на природный газ -- 16,5%. Такая же ставка 16,5% будет взиматься и с нефти. Но только с 1 января 2005 года. В ближайшие же три года на нефть устанавливается специфическая ставка в размере 425 рублей за тонну. В этот период она будет применяться с коэффициентом в зависимости от динамики мировых цен (его станут ежеквартально рассчитывать сами налогоплательщики по формуле: отношение средней за предыдущий квартал цены нефти сорта «дейтид брент» к сумме в 4,3 тысячи рублей).
С точки зрения фискальной, правительственная новация гениальна, как все простое: собирать один жестко фиксированный налог легче, чем три разных, включая роялти, которое дифференцировано в зависимости от различных месторождений. Если учесть, что, по замыслу правительства, налог на добычу должен полностью поступать в федеральный бюджет (тогда как роялти делится между федеральным, региональными и местными бюджетами), то совершенство реформы налогообложения добывающей отрасли очевидно.
Правда, если посмотреть на идеи правительства глазами предприятий, то впечатление портится. Поскольку ставки налога не дифференцированы в зависимости от месторождений, то разработка некоторых из них в условиях новой налоговой системы становится просто нерентабельной. По мнению специалистов, это может коснуться более 10%, например, нефтяных месторождений. Еще одна проблема, которая неизбежно возникнет со вступлением закона в силу, -- пересмотр нескольких тысяч лицензий на разработку месторождений. В каждом лицензионном соглашении указывался конкретный для данного участка недр размер роялти. Его ликвидация и введение единого налога на добычу может повлечь за собой вал судебных исков к правительству, которое, по сути, в одностороннем порядке пересматривает ранее заключенные договоренности. Схожая проблема возникает в отношении СРП: отмена роялти (а до начала добычи прибыльной нефти наряду с социальным это фактически единственный налог, который инвестор платит государству) искажает сам смысл этого режима. И независимо от того, какие решения будут приняты по налогу на добычу, само обсуждение столь революционных идей способно подорвать доверие инвесторов: правительство еще раз демонстрирует, что готово без оглядки менять правила игры.
Впрочем, несмотря на все эти недостатки, бюджетный комитет согласился с концепцией закона, рекомендовав принять его в первом чтении. Отгадка проста: хотя законопроект касается всех добывающих отраслей, активно играет на законодательном поле только нефтяное лобби. Правда, говорить, что нефтяное лобби в Думе отражает спектр интересов всех компаний, нельзя. Большая часть из них еще не посчитала, чем им это грозит: законопроект внесен скоропалительно и радикально отличается от той концепции реформирования рентных платежей, которая обсуждалась последние два года (наряду с отменой акциза и ВСМБ предполагалось сохранение роялти с введением нулевой ставки для месторождений с тяжелыми условиями добычи и введение налога на дополнительный доход от добычи углеводородов). Однако некоторые компании сориентировались и придумали, как, не тратя сил на борьбу с правительством, усовершенствовать его идею с максимальной для себя пользой. Глава ЮКОСа Михаил Ходорковский на состоявшейся в Думе в конце прошлой недели конференции определил задачу предельно доступно: нагрузка на нефтяную отрасль с введением налога на добычу увеличивается, нужно ее снижать. Оптимальные границы снижения, согласно информации газеты «Время новостей», колеблются в пределах 70--100 рублей. То есть если налог на добычу по нефти вместо запланированных правительством 425 рублей составит порядка 320--350, нефтяники готовы пойти навстречу правительству, закрывая глаза на прочие несовершенства законопроекта. Упоминавшаяся адволорная ставка в 16,5%, вводимая с 2005 года, их пока не пугает. Нефтяники куда больше озабочены ближайшей перспективой, отсюда еще одно жесткое требование, зафиксированное решением бюджетного комитета: налог на добычу должен приниматься в пакете с главой о таможенной пошлине. В главе должны быть закреплены ставки экспортной пошлины на нефть в зависимости от изменения мировых цен.
Помимо уступок нефтяникам ради принятия налога на добычу правительству придется пойти на попятную и в вопросе распределения нового налога между уровнями бюджетной системы. Лидер «Народного депутата» Геннадий Райков на недавней встрече думских лидеров с президентом обратил внимание Владимира Путина на то, что регионы собираются обделить. В результате ли указания из Кремля, под нажимом ли депутатов, но по итогам обсуждения в бюджетном комитете замминистра финансов Михаил Моторин заявил, что правительство согласно обсуждать этот вопрос. Пропорция распределения налога, как, впрочем, и другие количественные показатели, будут предметом спора уже во втором чтении. Тогда же по настоянию членов бюджетного комитета из «Яблока» должны обсуждаться вопросы, возникающие с введением нового налога в отношении СРП. Не исключено, что ряд депутатов будет настаивать на том, что переход на новую систему налогообложения должен быть добровольным.
Не менее интересная борьба развернется и по главе «Таможенные пошлины». Правительство отрицательно относится к внесенному депутатами проекту, хотя в отличие от одного из более ранних вариантов Дума теперь не посягает на определение ввозных пошлин, ограничивая свою компетенцию лишь вывозными. Кабинет, однако, полагает, что определение ставок пошлин должно оставаться его исключительной прерогативой. В бюджетном комитете существует несколько мнений: установить в законе только максимальную ставку экспортных пошлин, выше которой правительство подниматься не может; ограничить ставки как сверху, так и снизу; помимо нефти определить в законе дифференцированные ставки пошлин в зависимости от колебания мировых цен также на медь, никель и алюминий. Во всяком случае, данные из МЭРТ по динамике изменения цен на эти товары уже затребованы депутатами. Учитывая это, можно предположить, что после 7 июня в бюджетном комитете помимо людей, пропахших нефтью, появятся люди с алюминиевым и медно-никелевым блеском в глазах. То есть самое интересное только начинается.
Светлана ЛОЛАЕВА