|
|
N°91, 28 мая 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Лукашенко выдал военную тайну
В Центральной Азии Москва подражает Евросоюзу
Коллективные силы быстрого развертывания (КСБР) СНГ в регионе Центральной Азии должны стать реальностью через два месяца, к 1 августа. Президенты шести стран Содружества -- Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана, собравшиеся 25 мая на очередной саммит системы коллективной безопасности СНГ в Ереване, не стали публично вдаваться в военно-технические детали своих военных замыслов.
Все три подписанные в Ереване документа, которые регламентируют создание КСБР, в первую очередь протокол о порядке формирования Коллективных сил, носят закрытый характер. Проговорился президент Белоруссии Александр Лукашенко. Он сообщил, что в КСБР будут входить по одному батальону от каждого из четырех государств -- Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана. Таким образом, нетрудно подсчитать, что КСБР будут насчитывать около 1600 человек.
В Москве утверждают, что формируемые в СНГ Коллективные силы по замыслу будут напоминать мобильные силы быстрого реагирования, создаваемые Европейским Союзом. Однако такие амбиции вряд ли пока уместны. Хотя европейские силы должны появиться лишь к 2003 году, их численность будет чуть ли не на два порядка больше, 60 тысяч человек.
«Европейские» аналогии сомнительны и в силу не слишком внятного пока финансового обеспечения КСБР. Участники ереванского саммита старались на официальном уровне обходить эту тему. Источники же в российской делегации объясняли, что никакой проблемы нет, каждое подразделение КСБР будет состоять на «коште» своего военного ведомства, а что касается финансирования штаба этих сил (восемь офицеров), который будет расположен в Бишкеке, то это, мол, и «обсуждать несерьезно».
Нет ясности и относительно того, как КСБР в Центральной Азии будут координировать свои действия с Узбекистаном, не входящим в систему коллективной безопасности СНГ. Статус КСБР, утвержденный в прошлом году, решил одну деликатную проблему: создал юридическую базу для перемещения и нахождения вооруженных подразделений одного из государств-союзников на территории другого. Как будут решаться подобные оперативные вопросы с Ташкентом, сегодня ответить никто не решится. Украинские источники в Москве, к примеру, утверждают, что когда Киев решил направить какую-то символическую помощь Таджикистану в виде военного снаряжения, то возникли проблемы с ее транзитом через узбекскую территорию. Впрочем, не исключено, что подобные детали будут решены после предстоящего в июне создания Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), членом которой Узбекистан станет наравне с Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Россией и Китаем.
Есть все основания предполагать, что учреждение должности председателя Совета коллективной безопасности (СКБ) СНГ и избрание на этот пост президента Армении Роберта Кочаряна стало изящным дипломатическим ходом Москвы. Таким образом может замедлиться наметившееся в последнее время сближение Еревана с Вашингтоном. Кроме того, это и определенный сигнал, посланный Азербайджану: решить карабахскую проблему в рамках СКБ может оказаться предпочтительнее.
Говоря же об опасениях относительно возможной помощи России в модернизации азербайджанской армии, высказывавшихся в Армении накануне ереванского саммита, то в Москве напоминают следующее. Во-первых, Россия уже несколько лет не поставляет оружие в зоны военных конфликтов. А во-вторых, если такое табу и будет снято, то в отношении не только Баку, но и Еревана. Тем более что остаются в силе планы создания региональной российско-армянской военной группировки на Южном Кавказе, которую в будущем предполагается подчинить объединенному командованию в рамках СКБ СНГ.
В тот самый день, когда шесть президентов обсуждали в Ереване, как они обеспечат безопасность Центральной Азии, высокопоставленные киргизские генералы сообщили иностранному дипкорпусу в Бишкеке, что лидеры «Исламского движения Узбекистана» преобразовали его в «Исламское движение Туркестана». В него вошли теперь все радикальные группировки четырех республик региона, а также Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая. Цель боевиков остается прежней: создание исламского халифата в регионе. Остается только гадать, кто теперь там быстрее «развернется», исламисты или Коллективные силы.
Аркадий ДУБНОВ, Ереван--Москва